Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг.
Начало 30-х годов XVIII века ознаменовалось наступлением нового этапа борьбы России и Турции за сферы влияния на Северном Кавказе. Ожидая скорого военного столкновения, русская дипломатия добилась сближения с Англией, Данией и Швецией. Незадачливые приемники Петра I решились даже задобрить иранского шаха уступкой завоеванных прикаспийских областей.
Турки всячески нагнетали напряженность на Северном Кавказе. В 1731 г. по указанию султана крымцы привели в разорение Кабарду. Местные князья отправили в Петербург посольство во главе с Магометом Атажукиным с просьбой об оказании им военной помощи. В русских правительственных кругах выразили желание послать на Терек регулярные войска с пушками, однако дело не пошло дальше выплаты горским князьям денежной награды за верность службы императрице Анне.
В 1732г. после смерти старшего князя Кабарды Исламбека Мисостова его место пытался занять сторонник Крыма Арслан-бек Кайтукин. Это обстоятельство послужило поводом для вступления царских войск в Кабарду. В ответ в 1735 г. на Терек двинулись крымские отряды, что положило начало русско-турецкой войне.
Военные действия развивались одновременно в Крыму, Приазовье и на Кубани. Русская армия атаковала перекоп, осадила Азов. На Кубань были направлены войска калмыцкого хана Дондук Омбы, которого поддерживали кабардинцы и терские казаки. Кампания 1736 г. оказалась для России вполне удачной – она овладела Перекопом и Азовом, в то время как Дондук Омба умело противодействовал ногайским ордам. В 1737 г. занятием Очакова русские войска сделали еще один важный шаг к победе. Однако склонить турецкое правительство к подписанию мира так и не удалось.
На втором этапе войны удача отвернулась от России. Пришлось покинуть Очаков и Кинбурн, а затем Крым. На всей территории Северного Кавказа разыгралась страшная эпидемия чумы, которая затруднила ведение боевых действий.
Весной 1739 г. терские кабардинцы, предводительствуемые князем А. Кайтукиным, совместно с отрядами калмыков Дондук Омбы «ходили на реку Лабу», где воевали против бесленеевцев. Ответом явилось вторжение летом того же года в Кабарду крымского войска, поддержанного «темиргоевскими черкесами».
В самом конце войны русским удалось вырвать у противника инициативу. После победы под Ставучанами они вступили в Молдавию. Казалось, переговоры в Белграде должны были принести России успех. Но царская дипломатия проявила беззубость и понесла поражение. Россия не получила ни выхода в Черное море, ни права держать в его водах флот. Азов и его окрестности были объявлены ничейной зоной. Наконец, Кабарда, находившаяся накануне войны под покровительством русского царя, теперь стала нейтральной. Она была превращена в пограничное государство между владениями русского императора и турецкого султана.
Невыгодный для России Белградский мир 1739 г. не привел к умиротворению политической обстановки на Северном Кавказе. Он стал источником грядущих столкновений «вечных» противников, а значит и новых изломов в судьбах черкесов и других северокавказских народов.