Феодальные повинности
Следовательно, адамихаты в Стыр-Дигории подчеркивали момент найма, добровольного договора между ними и феодалами, подчеркивали тот момент, что власть феодалов выросла из их службы обществу.
Царгасаты, желая удержать власть над народом, отдавались под защиту имеретинского царя и несли ему военную службу, за что были щедро награждаемы и признаны владельцами с правом наследования — Верхне-Рачинскими деревнями: Геби, Чиори, Глоли и др.
В Тагаурии, как и в Дигории, фарсаглаги считались зависимыми от феодалов, находившимися под их «покровительством». «Не было примера, свидетельствовали тагиаты, чтобы из числа таковых были в нашем обществе без надзора и покровительства кого-либо из означенных десяти фамилий».
Из этих клиентских отношений вытекали и «права» тагиатов на всю землю, на которой жили фарсаглаги. «Одни только узденлажи были первоначально владельцами земли, занятой этим народом в Тагаурском ущельи». Таким образом, тагиаты обладали, так сказать, верховным правом над родовой землей своих крестьян.
Как покровительствуемые, с одной стороны, как жившие на землях, которые считались под верховным правом тагиатов, с другой, фарсаглаги должны были нести феодальные повинности, которые считались «подарками» и знаком «уважения» к своим тагиатам.
Но в истории крестьянской зависимости в Тагаурии, в отличие от Дигории, еще до подчинения русскому царизму произошла весьма существенная перемена. «Адаты» повествуют: «впоследствии восемь фамилий, т. е. фамилии Тулатовых, Кундуховых, Алдатовых, Тугановых, Тхостовых, Мамсуровых, Есеновых, Шанаевых продали фарсаглагам в полное потомственное владение участки земли, ими занимаемые, и удержали за собой только те участки земли, которые были занимаемы ими самими или их кавдасардами». Таким образом, эти восемь фамилий лишились всякого платежа податей от фарсаглагов за пользование землями в горах. Трудно определенно говорить о причинах этой «продажи» земли, т. е. отказа от права владения родовыми крестьянскими землями, но возможно думать, что этот отказ от прав на землю и на следуемые повинности произошел не по доброй воле тагиатов, а в результате обостренной классовой борьбы. Народ не мирится с претензиями тагиатов, и в Тагаурии, очевидно, шла такая же борьба крестьян с владельцами, как и в Дигории и у соседних народов.