Осетинское население
Осетинское население, давно тяготевшее к плоскостной земле, охотно шло навстречу этому предложению, и жители с гор стали выселяться на плоскость в указанные границы соответственно своему племенному делению. Большую активность в этом отношении проявили состоятельные элементы, имевшие легкую возможность освоить землю, главным образом, старшинские фамилии, а также и богатые фарсаглаги.
Поселение на плоскости было стимулом к развитию земледелия, чему способствовало развитие торговых сношений с гор. Владикавказом, который с 20-х гг. XIX века стал превращаться в значительный торгово-промыш-ленный центр. Полковник де-Саже, наблюдавший Владикавказ в 50-х гг. прошлого столетия, писал: «Кто посещает Кавказ, с приездом в Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Владикавказ, Грозный и пр., видит города, оживленные торговлей и русской жизнью. Там, где 25 лет тому назад стояли бедные избы и землянки, ныне воздвигнуты красивые здания. Промышленность Москвы стремится на восток. Мирные горцы снабжаются ею и этим мирным путем делаются покорными правительству».» «Горцы, — свидетельствуем современник 40-х годов XIX века, — кроме леса вывозят в большом количестве разноге рода кожи, масло, мед и пр. Взамен этих произведений горцы берут хлеб, соль и разные вещи, необходимые для их домашнего обихода. В последнее время начали покупать чай, сахар и разные предметы, служащие не к удовлетворению нужд, а к роскоши и удовольствию, так, например: красные сундуки, женские украшения, почти все приобретаемого горцами на деньги, которые остаются у наших купцов»
Так, например, было в ауле Беслановом с фамилией Тулатовых. «Живя в одном ауле с Тулатовыми, — жаловались фарсаглаги, — мы наравне с ними пользовались землею и всегда предполагали, что никто не будет нас притеснять, но, к несчастью, мы теперь услышали от алдар Тулатовых, что земля отведена только им, поэтому они объявили,, что не дозволяют нам более пользоваться как прежде землей, т. к. им самим таковой недостаточно». Фарсаглаги просили дать им землю, «ибо в противном случае они должны будут со своими семьями терпеть крайнюю нужду во всем».