Присяга доверенных лиц
Ходцы излагали далее в заявлении, как Кубатиевы старались насильно захватить землю, как один раз Мисост Кубатиев пригнал на их земли для выпаса табун лошадей, что и послужило непосредственным поводом к столкновению, во время которого ходцы убили Кубатиева Мисоста.
На предложение Кубатиевых решить спор присягой доверенных лиц, выставив по одному представителю со стороны кабардинцев, балкарцев и тагаурцев, ходцы ответили: «Кубатиевы имеют родство с означенными племенами и их фамилиями. По чинам и по богатству многие известны, и немудрено, что выставленные ими свидетели могут держаться их стороны, а ходцы, как народ бедный, никем незнаемый, кроме своего околодка, где они живут, неимеющий другой опоры, кроме бога и правительства, требуют защитить их от ига дигорцев, т. е. Кубатиевых».
По этому делу все соседние жители свидетельствовали, что Кубатиевы «действительно захватили землю Кивон по правам силы в прошлом».
Но старшины шли дальше. Они не только старались завладеть землей, которой владели крестьяне, но старались закрепостить и тех, которых они приглашали вместе осваивать плоскостную землю. Этот процесс очень ярко отражается в прошении от 1847 г. фарсаглагов и кавдасардов Владикав-казского округа, где подробно изложены методы, при помощи которых привилегированные фамилии пытались закрепостить крестьян: «Споры наши за землю и др. предметы с тагаурскими старшинами усуглубляются. Они присваивают почти всю землю во Владикавказском округе, в разных местах ими занятую, тогда как она должна быть общей, отчего в народе возникает ропот, а нередко и междоусобия». И далее в заявлении излагается весьма характерный для осетинских феодалов путь освоения земли и закрепощения крестьян тагаурским старшиною Кундуховым. «Единоплеменник тагаурских старшин, теперешний майор Мусса Кундухов, явил еще новый пример в народе; он в 1839 г. поселился в кабардинских горах, в месте довольно опасном, пригласил добровольно к себе, до 40 дворов вольных людей нашего общества, с обещанием довольствоваться с ними во всех угодьях по мере сил и надобности каждого, без всякого налога, согласился выстроить общими силами всех жителей каменный оборонительный замок для защиты всей деревни от неприятеля, а впоследствии он в замке этом сделал собственный дом и лишил уже жителей всякого права на этот замок; принял на себя вид владельца и наложил на них подати за то, что они пользуются землей, отчего около 20 семейств в 1845 г. принуждены были переселиться оттуда в разные места, которым он не дал ни жилых, ни дворовых строений и отнял даже весь засеянный ими хлеб».