Классовая борьба

На почве крепостнических стремлений знати классовая борьба обострилась. Эта борьба выражалась в том, что с 1836 г. народ перестал выполнять крепостнические повинности и стал стремиться к полному освобождению от своих господ. Народ ссылался на то, что с присоединением Северной Осетии к России земля стала казенной и поэтому все поземельные обязанности бадилатам должны тем самым отпасть; старый военный патронат знати потерял свой смысл, а вместе с ним и личные повинности по отношению к бадилатам.

Старшины были весьма обеспокоены этими освободительными стремлениями своих крестьян. «Как известно, — жаловались они, — народ черный никогда даже лучшей жизнью не бывает доволен, но ищет всегдашнюю перемену. Точно так поступает и черный дигорский народ. Мало для них устранения того угнетения, которое терпели от кабардинцев, но ищут совершенной вольности по внушению лукавых людей, делающих возмущения во всех народах: распространены и в этом крае слухи по горам, что русское правительство желает совершенно устранить черный народ от своих повинностей и что горские владеющие дворяне должны быть лишены нйд народом своих прав». В заключение бадилаты очень выразительно подчеркивали свою уверенность, что «правительство, не нарушит составленный порядок, на котором основано спокойствие и благоденствие народа».

В условиях обострения классового антагонизма, тагаурские старшины в 1845 г. подали коллективное заявление о том, чтобы именовать впредь их алдарами, а не старшинами. Мотивировали они это тем, что из-за невыяс-ненности прав на землю тормозилось их экономическое обрастание. «Мы,— писали старшины, — не решаемся приступить к производству прочных хозяйственных обзаведении и построек для жительства. Сверх того, это дает повод многим из фарсаглагов и даже некоторым кавдасардам нашим, которые берут пример с фарсаглагов, выходить из повиновения и отказываться от повинностей, которые бывали они в прежние времена, от коих теперь многие отказываются говоря, что прежними правами относительно к ним мы не можем пользоваться, живя под управлением русского монарха, тем более, что они в настоящее время не нуждаются в нашем покровительстве».

Кровавые происшествия

Одновременно, в 1843 г., дигорские старшины подали заявление о «приведении им в подданство их подданных и о признании платить все дани, издревле ими платимые». Дигорские старшины также просили именовать их первостепенными уазданами и размежевать их родовые земли с выдачей им актов на потомственное владение землей.

Все эти заявления встревожили крестьян как дигорских, так и тагаурс-ких. «Фарсаглаги устрашились, что они будут обращены в подданство старшинам, возненавидели их, и с тех пор между ними непримиримая вражда, которая ежегодно ознаменовывается кровавыми происшествиями».

К сожалению, не ясен процесс оформления классовой идеологии «подвластных», не ясно, как, когда и под чьим влиянием сложился у них план спасения. Ясно лишь то, что у фарсаглагов и адамихатов возник весьма определенный и радикальный план освобождения от своих владельцев. Гордиев узел стародавних и все более запутывавшихся отношений крестьяне хотели разрубить решительными мерами — отделением от владельцев, отдельным от них поселением, чтобы тем самым были ликвидированы всякие личные и поземельные отношения и повинности. Короче говоря, они хотели провести крестьянскую реформу и сохранением земель за крестьянами.

Фарсаглаги стали осаждать кавказскую администрацию просьбами об отделении их от алдар. В 1845 г. они подали заявление наместнику Кавказа Воронцову и просили: «Тем деревенским нашим обществам, которые живут в соседстве с тагиатами, назначить отдельные участки хлебопахотной и сенокосной земли, которые они сами будут охранять и за них ответствовать в случае происшествия». Они просили также, чтобы назначен был специальный пристав для них, отдельный от пристава для алдар, не наряжать их вместе с алдарами ни в милицию, ни в пикет, ни в какие командировки, а наряжать отдельно. Такова была острота классовой борьбы и взаимного недоверия.