Экономические условия
Все это было результатом тех экономических условий, которые складывались в Осетии в середине XIX в. «Русский капитализм, — писал Ленин,— втягивал таким образом Кавказ в мировое товарное обращение… создавал себе рынок для своих фабрик».
Царская власть на Кавказе стала наступать на феодально — крепостнические отношения, тормозившие развитие капитализма. В этом заключались социально-экономические предпосылки «либерально-освободительных» мероприятий русской власти на Кавказе в 50—60-х годах XIX века. Нужно было создать условия для развития покупательной способности населения, или, выражаясь тогдашним официальным языком, для «развития материального благосостояния народа и развития его в моральном духе».
Вопрос о ликвидации крепостнических отношений, или, как тогда выражались, «вопрос о поземельных правах горцев» перед царской бюрократией стоял на очереди с 50-х годов. Власть понимала, что нужно был создать условия, чтобы в «массе населения явилось желание затрачивать на землю труд и капитал, чтобы народ сделался вполне оседлым, чтобы в нем появилась потребность вещественного улучшения своего быта и нравственного развития».
Другими слонами, феодальные отношения были уже не в интересах русского капитала. «Ограничение крепостного права, — докладывал главнокомандующий Кавказской армией в 1861 г.,— делается ныне необходимым; оно в настоящей его силе несообразно ни с духом времени, ни с достоинством нашего правительства». Власть сознавала, что оставлять феодальные права за высшим сословием в полной силе невозможно не только потому, что «они могли быть поддержаны только насилием», до и потому, что это «на долгое время удержало бы массы народа в нищете и невежестве», т. е. задержало бы развитие его потребностей и, следовательно, его покупательную способность.