С 30-х годов XIX в. стали создавать в селах церковно-приходские школы для мальчиков и девочек. Обучение в этих школах заключалось в усвоении русской грамоты, письма, молитв. В 60-х годах таких школ на всю Северную Осетию было 7. Положение школ было печальное. Собственного помещения они не, имели, а помещались в домах сельских священников. Общее количество учащихся было в среднем около 100 человек, в каждой школе около 15 учащихся. При некоторых школах были пансионы. Пансионеры Алагирской школы получали от духовной комиссии некоторую субсидию, а Христиановской — жили на собственный счет. Условия жизни учеников были тяжелые. «Вследствие дороговизны мальчики этой школы едят один черный хлеб и то в недостаточном количестве; горячей пищи они не знают. Большую часть времени ходят босиком, грязные, неопрятные». Обучение было поставлено плохо, обучали на русском языке, которого ученики не понимали.
Обследовавший в 1859 г. в Дигоро-Алагирском участке Военно — Осетинского округа управляющий этим участком Масловский был недоволен положением школ. Он высказывался в пользу расширения программы этих школ и, главное, — за обучение в них на осетинском языке. Запрошенный по этому вопросу начальником области архимандрит Иосиф, управлявший осетинскими приходами, решительно поддерживал необходимость первоначального обучения на родном осетинском языке: возможность перевода преподавания в начальной школе на осетинский язык от аргументировал тем, что имеется осетинская грамматика составленная Шегреном. имеется букварь, есть среди осетин лица, имеющие достаточное образование и знающие грамматически как свой, так и русский языки; есть переводы на осетинский язык евангелия, служебника, требника, часослова, св. истории. «Таким образом, писал он, есть полная возможность скоро и правильно двинуть национальное осетинское образование и, прежде всего, религиозное».
В связи с указанным выше оживлением на Северном Кавказе мусульманского движения в 50-х гг., чтобы «остановить успехи врага России», было создано в 1860 г. «Общество восстановления православного христианства на Кавказе».