Зарождение майкопской археологической культуры датируется второй половине III тыс. до н. э. (2500-2000гг. до н. э.). Ее следы раскинулись на обширной территории от Тамани до Дагестана, а сердцем ее является Прикубанье.

Как жили майкопцы, принесшие мировую славу древнему кавказскому краю? Ученым сегодня известна группа интересных бытовых памятников майкопской культуры. Одним из них является поселение Мешоко. Оно находилось на мысу в верхнем течении реки Белой и занимало площадь в 1,5 га. Со стороны поля Мешоко надежно защищала неприступная шириной в 4 м оборонительная стена. С внутренней стороны к ней примыкали жилища. Чаще всего они представляли прямоугольные глиняные постройки, опиравшиеся на деревянные столбы.

Племена майкопской культуры и ее экономика

Основу экономики майкопских племен составляло скотоводство. Они знали все виды современных домашних животных: корову, овцу, свинью. Лошадь тоже стала служить кавказцам, помогая преодолевать огромные расстояния. Выработалась новая форма скотоводческого хозяйства – отгонная, сменившая прежнюю – пастушескую. Теперь летом скот перегоняли в горы, где находились в изобилии сочные луга, а зимой содержали в специальных помещениях.

Многочисленные отары овец, бродившие по бескрайним пастбищам и горным склонам, обеспечивали майкопские племена не только мясом, но и шерстью. В результате у них развивается прядение, а возможно, и примитивное ткачество. Иначе трудно объяснить находки глиняных пряслиц для веретена, а также отпечатки вытканной плетенки на отдельных сосудах. Тем самым, тончайшее искусство кавказских рукодельниц имеет 4-4,5 тысячелетнюю традицию.

Начиная с эпохи ранней бронзы Кавказ постепенно превращается в один из крупных центров металлопроизводства Старого Света. Бронзовые и медные котлы, ножи-кинжалы, топоры-тесла, конские псалии, хорошо известные археологам, несомненно изготовлены майкопскими ремесленниками преимущественно из местного сырья.

Новых высот достигло гончарное дело, ставшее в ранней бронзе отдельной отраслью производства. горшки, кувшины, миски и прочие сосуды различных форм и назначения производились мастерами. Значительная часть майкопской посуды изготовлялась на гончарном круге – она достаточно совершенна. Но встречается и керамика грубого качества, произведенная в домашних условиях ручным способом.

Племена майкопской культуры и торговые связи

Майкопские племена поддерживали тесные обменные связи с другими народами древнего мира. В первую очередь это касается переднеазиатского региона. Обнаруженные археологами золотые и серебряные вещи из Майкопского кургана, кремневые наконечники стрел в форме миндаля, массивные каменные шары для пращи говорят о том, что тысячи километров пути из Месопотамии на Северный Кавказ не являлись для представителей двух ярких цивилизаций непреодолимой преградой. Неповторимые в своем изяществе золотые и серебряные сосуды с изображениями львов и пантер из того же кургана уводят нас к традициям малоазийских культур, а древнейшие сердоликовые бусы заставляют вспомнить об искусстве индийских и иранских ювелиров. Майкопские металлурги и ремесленники-кузнецы охотно отправляли медь и творения рук своих в соседние районы Северного Причерноморья, Подонья и Поволжья.

Бурный расцвет хозяйства майкопских племен вызвал к жизни крутые перемены в производственных отношениях. Богатства в изобилии оседали у одних, в то время как другие теряли последние средства к существованию. Проницательный взгляд археолога заметил, что немногочисленные погребения наподобие Майкопского кургана сооружены в честь утопающих в роскоши представителей родоплеменной знати. А рядом мы находим простые могилы их соплеменников, которым несть числа.

В эпоху ранней бронзы неизмеримо возрастает значение семейной общины, которая теперь приобретает патриархальный характер. Мужчина, выступавший одновременно воином, скотоводом и металлургом, становится опорой общины, ее главой и родоначальником. В истории народов Северного Кавказа наступает эра патриархата.