Древнейшими народами Северного Кавказа, отмеченным рукой греческого писателя, были киммерийцы и скифы. Известия о них содержатся также на глиняных письменах конца VIII столетия до н. э., найденных в дворцовых развалинах ассирийской столицы Ниневии. Страна Гамирр наводила ужас на мировые державы тогдашней Азии, включая Урарту и Ассирию. Киммерийцы являлись мощным племенным союзом. Обладая сильным, хорошо вооруженным и организованным войском, они проводили завоевательную политику.
В начале I тыс. до н. э. не знавшие устали киммерийские воины овладели степными районами юга нашей страны, включая области Северного Причерноморья, Крыма и Северо-Западного Кавказа. Источники связывают с их именем ряд географических названий этих мест. Так, Керченский пролив на картах античной поры обозначен как Боспор Киммерийский. Именно отсюда на рубеже VIII – VII вв. до н. э. киммерийцы отправились вдоль берега Черного моря в завоевательный поход на юго-восток – в земли Передней и Малой Азии.
Причины перемещения
Главной причиной территориальных перемещений киммерийцев явилось вторжение в Предкавказье агрессивных скифов. Они также представляли собой объединение многочисленных племен, ядром которого выступали ираноязычные народы. Расселившись в низовьях Дона и в северных районах Предкавказья около VIII в. до н. э. скифы установили тесные связи с соседствующими северокавказскими народами.
Будучи подвержены кочевому быту в 70-х гг. VII в. До н. э. скифы совершили ряд завоевательных походов в Переднюю Азию. Широкой лавиной скифские полчища охватили предгорья Северного Кавказа, избрав для себя главной дорогой Прикаспийский путь. Лишь в конце VII – начале VI в. до н. э. кочевники вернулись в Северное Причерноморье, установив здесь свое господство на 500 лет.
Соприкосновение северокавказских народов с воинскими колоннами скифов обострило обстановку в регионе. В то же время усилилось скифское влияние на культуру местных племен. Это выразилось в повсеместном распространении знаменитого звериного стиля в искусстве и коротких мечей-акинаков. Скифоидные элементы органически вплелись в местные традиции, обогатили их новым содержанием, создав предпосылки для становления ярких по своеобразию культур кавказских народов.