Конец XV – XVII вв. в истории адыгов связаны с утверждением феодальных отношений. Вместе с тем, в Черкесии сохранялись пережитки патриархально-родового строя.
На вершине социальной лестницы находились князья. Нам известны имена западноадыгских князей – жанеевского Сибока Кансаукова и бесленеевского Маашука Канукова, возглавлявших в середине 16 столетия посольство Черкесии в Москве. По русским источникам 1634 г., территория «Кумургейской землицы» (страна кемиргоевцев) находилась под властью князя Мурзабека Болотокова.
Могущество адыгских князей было огромным. Княжеские фамилии постепенно превращались в верховных собственников земли своего народа. Тем самым они разрушали традиционный порядок общинного владения и пользования угодьями.
Черкесские князья были постоянно окружены вассалами – «лучшими, средними, дворовыми узденями (дворянами). Они являлись военными слугами сюзерена, должны были по первому зову «садиться на конь» и следовать за ним. Такой порядок вполне соответствовал образу жизни адыгской знати, которая проводила время в верховых наездах на сопредельные страны. В походах знать осуществляла захват пленных и скота, приобретала воинские навыки и славу удачливых ратников, но, главное, обеспечивала безопасность собственной земли.
Социальные отношения черкесов в конце XV – XVII веках
Распространение в Черкесии ислама обусловило появление служителей мусульманской веры, хотя в XVI – XVII вв. они еще не играли особой роли.
В жизни основной массы сельского населения важное место занимала соседская община. Свободные крестьяне, именовавшиеся в русских источниках «черными или ясашными людьми», получали часть общинной земли под пахоту и сенокос. Будучи вынуждены признавать власть князей, они отбывали в их пользу натуральные и отработочные повинности, которые обычно облекались в форму добровольной помощи господину-покровителю.
Наряду со свободными крестьянами, источники называют сервов, невольников, в которых русские и европейские авторы, очевидно, видели крепостных и рабов. Они замыкали снизу социальную пирамиду адыгского общества.
Несмотря на скудность имеющихся в руках историков фактов, есть основания заключить, что социальная структура Черкесии данной поры носила ярко выраженный феодальный характер.