Неудачи крымской политики России. Утрата позиций Москвы в Черкесии
7 августа 1560 г. умерла царица Анастасия Романова. Вскоре после ее кончины у Ивана Грозного рождается план женитьбы на одной из представительниц царствующих домов Европы в политических интересах России. Сваты отправляются в Литву к великому князю Сигизмунду-Августу, в Швецию к королю Густаву и в Кабарду к князю Темрюку Идарову. Спустя некоторое время стало ясно, что надеждам на сближение с Литвой или Швецией не суждено осуществиться. Тогда Иван IV направляет своего посла Бориса Ивановича Сукина в Черкесию к жанеевскому князю Василию Сибоку. И хотя попытка сватовства у западных адыгов не увенчалась успехом, она все же свидетельствует о том, какое значение придавали в Москве сохранению и упрочению политических связей с Черкесией.
В 1561 году в условиях ухудшающихся отношений западных адыгов с Россией Дмитрий Вишневецкий покинул Черкесию и выехал в Польшу. Измена царского воеводы – результат происков польских феодалов. Сигизмунд-Август, стоявший во главе объединенного Польско-литовского государства, заявил о своем желании принять на службу черкесских князей. Откликнувшись на это предложение, сын князя Сибока Александр отъехал из Москвы в Литву. Связи группировки Сибока с Иваном IV к концу 1562 года полностью прервались. В это же время в одной из вооруженных стычек с татарами сложил голову другой сторонник Москвы – князь Маашук Кануков. Договор 1555 г. между феодальными обществами Черкесии и Россией был расторгнут.
С начала 60-х гг. постепенно усиливается позиция крымского хана среди адыгов. В 1562 году князья Сибок и Канук прислали в Крым Сибокова брата Чубука «на черкасское государство царевича просити». Хан прислал в Черкесию царевича Слам-Гирея, который наметил поход на близко связанного с Москвой кабардинского князя Темрюка.
Правительство Ивана Грозного делало все возможное для возвращения Сибока и его подданных в орбиту своей внешней политики. Но усилия эти оказались тщетными. Столкнувшись с неприкрытым желанием Москвы лишить Черкесию независимости, западные адыги отвернулись от России.
Принятие в Черкесии крымского царевича не означало ее полного подчинения Крыму и Турции. Позиции хана и султана были относительно прочны среди жанеевцев и некоторых других соседствующих с Таманью адыгских обществ и народностей. Основная часть населения Черкесии сохраняла в эти годы политическую самостоятельность. Более того, ряд западноадыгских народностей, в частности бесленеевцы, находились в состоянии войны с Крымом.
Окончание срока русско-польского перемирия в 1562 году ознаменовало переориентацию курса внешней политики Москвы. Иван IV целиком сосредоточился на ливонском театре военных действий. «Крымское дело» было закрыто. Русским послам в Крыму наказали склонять всеми мерами хана к дружбе с царем и разрыву союза с Польшей. Перемены в настроении Ивана Грозного немало были связаны с утратой позиций России в Черкесии.
В целом, крымская политика 50 – начала 60 – х гг. XVI в. не снискала московскому государству лавров победителя.