Декабристы на Северо-Западном Кавказе
После подавления восстания 14 декабря 1825 г. многие представители первого поколения русских революционеров были сосланы на Кавказ. В 1829 г. из Якутска на Кавказ рядовым был переведен декабрист Александр Александрович Бестужев-Марлинский. Он участвовал в войне с Османской империей, служил потом в рядах русских войск, расквартированных в различных местностях Кавказа. Летом 1834 г. Бестужев был переведен на Кубань. В силу служебного положения он вынужден был участвовать в осуществлении колониальных замыслов царизма. Находился в составе отряда под командованием генерал-лейтенанта А. А. Вельяминова, вторгшегося в 1834 г. в Черкесию. Участвовал в строительстве Абинского укрепления. Свое участие в походе А. А. Бестужев описал в художественной форме в повести «Он был убит».
В походе 1834 г. также участвовал декабрист Сергей Иванович Кривцов. В 1831 г. он был отправлен рядовым на Кавказ, служил в приморских укреплениях Гаграх и Бамборе.
Бестужев и Кривцов участвовали в 1835 г. в новом походе А. А. Вельяминова в Закубанье. В действующем отряде Бестужев встретился с поэтом-декабристом Павлом Александровичем Катениным. В 1835 г. Бестужев переводится в крепость Геленджик. Писатель-декабрист погиб летом 1837 г. при высадке царских войск на мыс Адлер.
В 1837 г. из Сибири на Кавказ были переведены декабристы А. И. Одоевский, А. Е. Розен, Н. И. Лорер, М. М. Нарышкин, В. Н. Лихарев. Многие из них тянули солдатскую лямку на черкесском побережье Черного моря. Воинская служба раскидала их по Северо-Западному Кавказу. Весной 1839 г. судьба снова свела вместе Н. И. Лорера, М. М. Нарышкина, А. И. Одоевского, М. А. Назимова, В. Н. Лихачева и К. Г. Игельстрома. Они встретились у Н. И. Лорера в Тамани. Декабристы отпраздновали свою встречу, радовался с ними Л. С. Пушкин, брат поэта. Л. С. Пушкин был непосредственно «замешан» в восстании 14 декабря. С 1838 г. он служил на Черноморском побережье Кавказа.
Хотя декабристы вынуждены были участвовать в военных акциях царизма, многие их них не разделяли политических целей самодержавия. Дворянские революционеры осуждали колониальную политику царизма на Северо-Западном Кавказе. Любуясь прекрасной природой адыгского побережья Черного моря, Н. И. Лорер восклицал: «Когда-то эти божьи места, путем просвещения, цивилизации, сделаются достоянием образованного человечества? Огонь и меч не принесут пользы, да и кто дал нам право таким образом вносить образование к людям, которые довольствуются своею свободою и собственностью?». А декабрист А. А. Бестужев-Марлинский, указывая в одном из писем, что адыги «потчевали» русские войска «шашками и свинцом», писал: «Правду сказать, и мы к ним не с добром пожаловали: мы жгли их села, истребляли их хлеба, сено и подметали золу за собой».
Декабристы способствовали распространению передовой культуры на Северо-Западном Кавказе. Дом декабриста М. М. Нарышкина в Прочном Окопе фактически был превращен в библиотеку-читальню, своеобразный центр культуры для местного населения.
Дворянские революционеры оставили в своих работах ценные сведения по истории, этнографии и культуре горских народов. Быт адыгов нашел отображение в работе декабриста И. Бурцова «Бой полковника Тихвинского с закубанскими черкесами». В работах Н. Н. Раевского «Обозрение восточного берега Черного моря», «О политическом состоянии Восточного берега» и других приводятся известия о скотоводстве у адыгов и развитии у них ремесла, прослеживаются тенденции развития классовой борьбы.
Пребывание декабристов на Северо-Западном Кавказе оставило в истории его народов положительный след. Их призывы к развитию мирных отношений между славянами и черкесами носили прогрессивный характер.