В пореформенный период в адыгейских аулах постепенно происходил процесс формирования социальных групп капиталистического общества. Шло расслоение крестьянства. Показателем этих процессов были изменения в формах пользования землей и рост имущественного неравенства населения.

Как мы уже выяснили, горская феодальная знать в результате земельной реформы получила значительную часть земель. Но вследствие развития купли-продажи, более половины феодалов к концу 19 в. лишилось своих земельных участков, продав их. Эти земли покупала зажиточная часть крестьянства, из которой формировалась сельская буржуазия (кулачество).

Часть помещиков сумела приспособиться к новым условиям жизни и постепенно обуржуазилась. Такие представители знати, как прапорщик Бжегаков, корнет Шабанов и им подобные, широко использовали в своих хозяйствах сельскохозяйственные машины и эксплуатировали наемных рабочих.

Складывавшееся кулачество приобретало земли не только у феодалов. Его земельные угодья росли путем заполучения участков разорившихся средних и бедных слоев крестьянства. Росло число безземельных крестьян. Такие неимущие крестьяне в 1900 г. составляли почти половину всех адыгских крестьян.

Проникновение капиталистических отношений в адыгские аулы сопровождалось, как указывалось выше, усилением имущественного неравенства. Немногие зажиточные хозяйства владели значительной частью лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Росло число хозяйств, не обеспеченных скотом. В 80-х годах 19 в. были безлошадными 20% адыгских хозяйств. У 30% хозяйств отсутствовал крупный рогатый скот. Разница в наличии рабочего скота и является важным показателем расслоения крестьянства. У зажиточной части населения находилось в собственности около половины волов и почти одна треть всех лошадей. Значительная часть крестьянства разорялась и превращалась в бедняков, попадала в кабалу к адыгскому кулачеству.

Развитие арендных отношений

Влияние капитализма проявлялось в развитии в Адыгее арендных отношений. Кулаки арендовали землю у феодалов и развертывали на ней хозяйство с применением наемного труда. Это была предпринимательская аренда капиталистического характера. Совершенно другой характер носила вынужденная аренда земли бедняками на невыгодных для них условиях. Тяжким трудом своим расплачивался такой крестьянин за арендованную землю.

Расслоение крестьянства на кулаков, середняков и беднейшую часть ускорялось развитием ростовщичества в аулах. Ростовщики выколачивали из крестьян большие проценты и разоряли их.

Все это приводило к изменению характера сельской общины. Во второй половине 19 в. во владении адыгской общины находились пахотная земля, пастбища и леса. Периодически пашня делилась по хозяйствам членов общины. Примерно через каждые 5-9 лет происходили переделы земли. Однако к концу 19 в. рост частного землевладения ограничил земле распределительные функции общины.

Изменения в социальных отношениях в адыгских аулах имели существенные особенности по сравнению с районами с русским населением. Эти особенности заключались в том, что у адыгов имущественное неравенство к концу 19 в. не развилось еще до вполне сложившихся капиталистических отношений. Процесс образования сельской буржуазии и других классов буржуазного общества еще только проходил первые этапы. Расслоение крестьянства не дошло до его разложения. Развитие капиталистических отношений сдерживалось сильными феодально-патриархальными пережитками.