Народная музыка и театральное искусство адыгов во второй половине 19 в. продолжало развиваться. Основными ее жанрами являлись народные мелодии, танцевальная музыка и инструментальные произведения. Музыка была серьезным средством художественного и мировоззренческого воспитания человека. Кроме того, через музыку и песни выражались чувства и чаяния народа.

Музыкальные инструменты

Некоторые национальные музыкальные инструменты начинают исчезать из употребления. Напротив, в музыкальный быт горцев проникают русские фабричные музыкальные инструменты. Их завозят переселенцы и купцы.

Обряды

Обряды горцев. Связанные с земледелием и животноводством, имели характер театрализованного представления. Театральные традиции явственно проступают в свадебных обрядах возвращения новобрачного из «чужого дома», ввода невесты в «большой дом». Формы народного театра богато представлены в обряде чапши, который устраивали для развлечения раненого или больного с переломом кости. Чапш сопровождался песнями и танцами, диалогами и монологами, бытовыми картинками и инсценировками.

В развитии народно-поэтического творчества и народных традиций велика была роль джегуако (джэ гуак1о), вплоть до самой Октябрьской революции являвшихся основными творцами народных песен и инструментальных наигрышей, а также своеобразным рупором общественного мнения. Джегуако — талантливые артисты из народа — играли на музыкальных инструментах, были хорошими сказителями, прекрасно знали все обычаи и нравы народа. «Можно без преувеличения сказать, что джэгуак1о являлись творцами всего ценного и истинно демократического, которым гордятся адыги (черкесы)»

Театр

Народные актеры – ачекаши участвовали в театрализованных представлениях. Они носили маски с рогами и белой бородой, были вооружены деревянным оружием. Ачекаши устраивали шуточный суд и наказания. В целом, элементы театра были весьма распространены в быту адыгов.