Развитие просвещения в пореформенной Адыгее происходило весьма медленно. Это неудивительно, поскольку царское правительство было противником народного образования. Правительство проводило русификаторскую политику, стремилось к скорейшей ассимиляции адыгов. Такая политика встречала отпор, приводила к национальной замкнутости населения аулов.
Все же стремление адыгского народа к образованию было столь велико, что ломало преграды, воздвигавшиеся царскими бюрократами. Адыги требовали открытия в своих аулах светских школ, выражали желание содержать их на свои средства.
Горские школы
В 1866 г. в г. Майкопе, и в 1868 г. в г. Лабинске открылись горские школы. Они давали знания в объеме двухклассного начального училища. В них учились преимущественно дети адыгов. С 1866 по 1892 гг. Майкопскую горскую школу окончило 177 человек. Одноклассные начальные училища были открыты в 1876 г. в аулах Суворово-Черкасском и Хаштуке, а в следующем году в ауле Хакуринохабль. Обучение детей велось в этих школах на русском языке.
Школы для горцев подразделялись на окружные и начальные. По своим программам окружные школы соответствовали уездным училищам. Школы содержались главным образом на средства родителей учащихся. Материальная база их была слабая, а подготовка педагогических кадров – плохая. Все же эти школы сыграли определенную положительную роль в распространении просвещения среди горцев. Школьники изучали русский язык, арифметику, географию.
В последнее десятилетие 19 в. по требованию населения, ратующего за просвещение и за его счет были открыты одноклассные школы в аулах Гатлукай, Понежукай, Габукай, Шенджий и Бжедугхабль. А всего к концу 19 в. в Адыгее было 7 школ для горцев с обучением на русском языке. Грамотность населения по переписи 1897 г. составляла в Адыгее всего 7%. Просвещение оставляло желать лучшего.
Такое плачевное состояние дел в народном образовании отчасти восполнялось функционированием мусульманских школ при мечетях. В некоторых мусульманских школах велось обучение на адыгейском языке. Для этого применялся алфавит адыгейского языка на арабской графической основе.