Наука, общественно-политическая мысль и литература
Передовая русская культура оказала большое влияние на развитие науки и общественно-политической мысли адыгов во второй половине 19 в. В Адыгее творило новое поколение представителей общественной мысли. Адыгские просветители боролись с остатками феодализма и культурной отсталостью, выражали интересы трудящегося населения. Они были поборниками сближения с передовой Россией. Просветители выступали за развитие науки и распространение научных знаний. Примечательно, что они вынашивали идеи независимости маленького народа, придавленного колонизаторами. Выступали в защиту угнетенных сословий горского общества.
Общественно-политическая мысль Адыгеи развивалась в двух направлениях: прогрессивно-демократическом и либерально-буржуазном.
Во второй половине 19 в. продолжалась деятельность адыгского просветителя А.–Г. Кешева, принадлежавшего к прогрессивно-демократическому направлению. С 1867 по 1872 гг. Кешев являлся редактором газеты «Терские ведомости». Под его руководством эта газета стала трибуной передовой северокавказской интеллигенции. В «Терских ведомостях» публиковались ценные материалы по истории и этнографии адыгов и других народов Северного Кавказа.
А.-Г. Кешев опубликовал ряд интересных работ по адыгской истории и фольклору. Выделяются среди них рецензия на «историю адыгейского народа». Ш. Б. Ногмова, статьи «Характер адыгских песен», «Из кабардинских (адыгских) преданий». Кешев был также талантливым писателем. Известны его рассказы «Два месяца в ауле», «Чучело», «Абреки» и другие.
В самом крупном произведении А.-Г. Кешева – «На холме» — показано классовое расслоение в горском ауле. Автор стоит на стороне рядовых тружеников. Кешев показал историческую обреченность военно-феодальной знати.
К 60-80-м годам 19 в. относится творчество писателя, историка, фольклориста и экономиста Крым-Гирея Инатова. Одним из первых среди адыгских авторов Инатов обращается к рассмотрению личности вождя адыгов в борьбе за независимость Сефер-бея Заноко. Об этом говорится в статье «Сифир-паша, князь шапсугский». Автор приводит песню, необъективно рисующую деятельность Сефер-бея. В своих же комментариях к ней Инатов показывает, что Сефер-паша посвятил свою жизнь борьбе за свободу Отчизны от иноземных поработителей. Проблемам истории адыгов посвящена работа К.-Г. Инатова «Несколько слов о нашей старине».
Центральное место в творчестве Инатова занимает очерк «Путевые заметки». В этом произведении со знанием дела описаны быт, нравы и обычаи адыгов. Великолепно обрисованы адыгские свадебные и похоронные обряды, обычаи аталычества и кровной мести, тонкости адыгского этикета.
Вершиной в развитии адыгской художественной литературы конца 19 в. является творчество Юрия Ахметуко (Казибека). Его перу принадлежат рассказы, повести и драмы. В Москве выходит в 1896 г. первый том его книги «Черкесские рассказы».
Ю. Ахметуко успешно разрабатывал нравственно-этические проблемы. В своем творчестве он широко использовал народные легенды и предания. С любовью показал писатель лучшие черты людей труда.