Странная вещь: в нашей жизни годами, а то и десятилетиями иногда бытуют понятия прижившиеся, но отнюдь не точные. Вот, к примеру, «музейная реликвия» … Не правда ли, сразу представляешь себе нечто весьма значимое, ценное, однако бесконечно отдаленное от нас временем?
Возможно, это происходит оттого, что мы порою забываем об одной из самых удивительных книг, каждая страница которой – эпоха в жизни человечества. Следы человека на земле, его поступь, его дела творили эту книгу. Но и сама земля участвовала в беспрерывном процессе творчества, то перечеркивая труды человека, то вознося род человеческий на победные вершины.
Историю нашей планеты, эту удивительную книгу, нужно уметь читать, а читается она медленно, с трудом, страницы ее поддаются лишь самым упорным.
К таким вот упорным людям относятся и работники музеев. Они призваны видеть, искать, сберечь все, мимо чего может пройти равнодушно человек непосвященный. Они способны разгадать судьбы обломка пожелтевшей кости, проржавленного куска железа, камня удивительной, необычной формы либо забытого всеми кургана.
Язык земли, книга земли…
Книга самая историческая и самая современная, потому что, читая ее, непрерывно ощущаешь связь прошлого с настоящим и будущим.
Итак, отворим дверь и войдем в Адыгейский национальный музей, который был организован Ибрагимом Наврузовым в 1925 году.
Музейные реликвии… Это и драгоценные украшения, найденные при раскопках древнего кургана, и фотографии, и другие предметы…
Научный сотрудник музея рассказывает о каких-то находках. Упоминаются слова «очаг», «вышивки», «орнамент», «крыша» … Вскоре начинаешь понимать, что речь идет о доме. Вернее, о домике. О старинном, удивительно прочно построенном адыгейском домике, хозяйка которого, старая крестьянка, умерла совсем недавно.
Всю свою жизнь прожила в домике из смолистого, не боящегося сырости дерева адыгейская крестьянка. Вырастила детей, помогла им встать на ноги, обзавестись собственными семьями. Похоронила мужа, дожила до глубокой старости. Опустел домик, выстроенный еще прадедами, но по-прежнему прочны его стены, по старой традиции висит семейный котел над погасшим очагом, циновки устилают чисто подметенный пол. И вот теперь оказалось, что этот чистенький домик – музейная ценность. И ценность в нем – старинные национальные вышивки, которыми украшены накидки и занавески, полузабытые орнаменты – адыгейские женщины испокон веку выводили их пальцем либо тонкими палочками на глиняных предметах, над очагом. Подчас орнаменты были удивительно замысловаты, поэтичны, прекрасны.
Реликвиями становятся старые фотографии, еще до недавнего времени хранившиеся в чьих-то семейных альбомах. Фотографии, чьи-то письма и дневниковые записи, личные вещи – они как бы продлевают жизнь своих владельцев, оказавшись достоянием музея.
Комсомольские билеты, полуистлевшие солдатские книжки фронтовиков, нередко подобранные прямо на полях сражений, ордена и медали героев Великой Отечественной войны – можно ли не испытывать искреннего волнения при виде этих безмолвных свидетелей трудно и горячо прожитой жизни. Впрочем, слово «безмолвных» вряд ли тут подходит. Реликвии, экспонаты всегда рассказывают – молчание лишь кажущееся.
Адыгея… Такой небольшой и такой древний уголок земли!
Экскурсовод рассказывает гостям о племенах Северо-Западного Кавказа, упоминающихся античными писателями еще в шестом веке до нашей эры.
Если в произведениях античных историков кому-нибудь повстречаются имена меотов, керкетов или зихов, следует запомнить, что они были предками адыгов. Тех самых адыгов, которые, в свою очередь, — предки нескольких современных нам народностей Северного Кавказа.
Одно тесно переплетается с другим, одно дополняет другое, а вместе экспонаты музея воссоздают стройную картину жизни и развития Адыгеи с незапамятных времен и до наших дней.
Только что говорилось о замечательных золотых украшениях из Майкопского древнего кургана – они хранятся в Санкт-Петербурге, в знаменитом Эрмитаже. Сокровищам этим четыре с половиной тысячи лет. Значит, в те древние времена предки наши не только устраивали жилища свои в этих местах, но и создавали вещи неповторимой красоты.
Только что туристы разглядывали впервые обработанные человеком каменные орудия, что были найдены неподалеку от Майкопа, при раскопках поселения, одного из древнейших на земле, — и вот уже они слушают рассказ о недавней экспедиции к шапсугам Черноморского побережья.
Сотрудники музея собирали вещи, какие в иных новых домах считаются попросту старым хламом, — изделия ремесленников прошлого. Они подолгу беседовали со стариками умельцами либо с теми, кто мог припомнить труд старых умельцев, записывали их рассказы, воспоминания. Как знать, возможно, какой-нибудь кувшин необычной формы либо старинный орнамент на полотенце ручной работы и возродится вскоре в виде памятного адыгейского сувенира.
Очень интересна эта экскурсия – беседа. Экскурсовода все теснее окружают посетители музея – и гости разных возрастов, явно приехавшие издалека, и местные жители – взрослые, школьники…
От прошлого к настоящему, от настоящего к прошлому, ибо все на земле взаимосвязано и каждая новая страница книги Истории продолжает предыдущую.