Черный народ

Одновременно и дигорский черный народ обращался с просьбой к правительству об освобождении его от крепостного гнета и об отделении от бадилат. «Весь дигорский народ, — писали они, — живущий на плоскости, просит одной милости: дозволить нам переселиться от бадилат на другое место, какое угодно будет русскому правительству назначить им. И мы по преданности нашей государю императору и России с большой готовностью рады будем всем обществом выполнить нее повинности и службу, как и другие юрские народы».

Те ежегодные кровавые происшествия, о которых говорит официальное свидетельство, пугали и само правительство. Оставить дело в прежнем положении было невозможно. Были приняты меры к изучению вопроса, к изучению общественного строя в Осетии, к уяснению прав и обязанностей отдельных классов общества.

Своеобразие внутренней классовой борьбы в Осетии заключалось в том, что классовая борьба «привилегированных» сословий и «черного» народа сплеталась с религиозным вопросом и частично шла под религиозным флагом.

Дело в том, что старшинский элемент в большинстве своем держался магометанской религии, а простой народ — считался христианами. Государственная власть постоянно выставляла себя покровительницей православия. Религиозным единством власти хотели затушевать противоречия между завоевателями и завоеванными. Декларация царского правительства о защите в Осетии православного элемента имела не столько религиозные цели, сколько политические. Защита православия означала борьбу с мусульманством, а мусульманство в первой половине XIX в., особенно во время борьбы горцев за независимость под руководством Шамиля, было символом борьбы с царизмом. Все сепаратистские выступления осетинских старшин, какие имели место во время завоевания царизмом Осетии, шли всегда под знаменем мусульманства и в союзе с мусульманскими народами. Во время восстания Шамиля мусульманство было как бы общей платформой, на которой объединялись разные народы и разные социальные группы против наступающего царизма. Под флагом мусульманства Шамиль вел агитацию в Осетии. К мусульманам, главным образом, к старшинам Тагаурии и Дигории, направлялись наибы Шамиля.