Древнейшие верования осетин
Когда уаиги обманом завлекли к себе Уырызмага, Хамыца и Сослана, чтобы уничтожить их, «нанизать нартов на вертел», Батрадз, стремительно спрыгнув с неба на землю, явился к ним на выручку и своим стальным кулаком принялся бить уаигов: «кого он ударит кулаком, тот не взмахнет больше рукой, не шевельнет ногой. Так, истребил он всех уаигов и привел нартов в их селение».
Батрадз убил насильника «пестробородого уаига», который не позволял выгонять скот на пастбище, а самим нартам выходить из дома; он отрубил ему голову, надел ее на кол и высоко подняв, понес к нартам. «Никто не мог сравниться с ним в храбрости и отваге», заключает сказание.
В нартовском эпосе отразились древнейшие верования осетин — тотемизм и анимизм. Нарты не видели разницы между одушевленными и неодушевленными предметами. Отсюда вера в оборотней, в возможность для человека превратиться в зверя или в неодушевленный предмет. Уырызмаг превращался, по сказаниям, в лошадь, собаку, Сырдон — в старуху и т. д. Сослан родился из камня, Баградз — из спины отца. Отсюда вера в интимную связь человека с природой, во взаимное понимание и взаимную помощь. Кони понимают человеческую речь, дают советы нартам, ласточка служит посредником между людьми и небом.
Как выше сказано, образы главных нартовских героев были выражением древнейших тотемистических и анимистических верований народа: Уархаг — «волк» — был тотемным божеством древних осетин, считавших себя «детьми волка». Батрадз был антропоморфным богом грома и молнии. Сослан — богом солнца и радуги.
Далее, нартами почитались следующие божества: Донбеттыр — бог морей, Гатаг — бог рек, Галагон — бог ветров, Афсати — бог охоты и лесной дичи, Фалвара — бог мелкого рогатого скота, Курдалагон — бог кузнечного дела, Сафа — бог домашнего очага и надочажной цепи. Весь мир, по представлению нартов, был наполнен духами «зэдами».