Духовная культура Кавказа
Духовная культура местных племен, как и прежде, неразрывно связывалась с первобытной религией. Многочисленные языческие культы, которым поклонялись наши предки, были рождены их бессилием перед стихией.
У них сложилось прочное представление о душе, стране мертвых, где почивший сородич будет так же жить, как он и жил на этом свете. Так сложился религиозный культ предков и первые связанные с ним обряды захоронения.
Похороны знатных членов общества устраивались необычайно пышно и богато. В боевых доспехах при полном вооружении умершего вождя провожала многочисленная траурная процессия. На родовом кладбище для него готовилась огромная погребальная камера до 10 метров в длину и ширину. К ней вел постепенно понижающийся коридор. Яма и коридор перекрывались толстыми бревнами на деревянных столбах. Для самого покойника готовился каменный склеп. В яму хоронились заранее убитые воин-оруженосец, рабыни, лошади. Многочисленные вещи – предметы труда, оружие, зерно, посуда. Над захоронением насыпался курган, чем знатнее и богаче был погребенный – тем курган был выше. По завершении похорон устраивалась тризна – поминки, сопровождавшиеся жертвоприношениями. Что касается рядовых членов общества, простых крестьян и воинов, то они погребались в грунтовых могилах без курганной насыпи.
Меоты и синды также поклонялись природным силам. У них были культы солнца, луны, различных диких зверей и птиц. Появились первые священнослужители: жрецы, знахари и колдуны.
Бурное развитие земледелия на Кавказе привело к появлению культов, связанных с этими работами. Появилось женское божество – покровительница плодородия. Ее образ впитал в себя черты знаменитой греческой богини Афродиты.
В эпоху раннего железа происходит становление древнего фольклора. Имена отважных героев наполняли содержание эпических песен. Такие песни положили начало величайшему памятнику духовной культуры кавказских народов – нартскому эпосу.