Фамилия Тугановых

В разрешении поземельного и сословного вопросов в Дигории исходили из тех же принципов, что и в Тагаурии, а именно: из признания необходимости отделения «подвластных» от их владельцев с вознаграждением зе. млей за потерю прав над народом и необходимости отделения христиан от мусульман.

В 1853 г. по распоряжению Воронцова было решено плоскостную землю в Дигории, за вычетом 19790 десятин, пожалованных в собственность фамилии Тугановых, разделить между фамилиями старшин и простого народа таким образом: фамилии Кубатиевых 3000 дес, Караджаевым 800 дес, Абисаловым 200 дес., остальные 9564 дес. отдать на общинных началах адамихатам, отведя особые участки для христиан и особые для мусульман, и поселить их отдельными аулами. Вольно — Христиановскому аулу, ныне Дигора, отведено было 4870 дес, а Вольно-Магометановскому, ныне Чикола, — 3760 дес. и в частную собственность остальных бадилатских фамилий 5125 дес. Следовательно, две трети плоскостной земли досталось бадилатам, а одна треть — «черному» народу. Что же касается личных повинностей, то Воронцов категорически подтвердил обязательство о выполнении их «простым» народом.

211 семейств «простых» дигорцев, лесгорцев и хехесов, не имевших собственной земли, остались на землях бадилат. Они должны были отбывать в пользу бадилат «крайне тяжелые как личные, так и и поземельные повинности».

Но правительство скоро само убедилось, что «черный» народ добровольно никогда не исполнит такого распоряжения. Так, в 1856 г. при взыскании некоторыми бадилатами следуемой им штаты по личным повинностям жители Вольно-Христиановского и Вольно — Магометановского селений сплошь вооружились, чтобы истребить без исключения всех бадилат и «только скорые и строгие меры бывшего пристава, есаула Теремца, — как доносил пристав Масловский, — помешали исполнению замысла дигорцев».

В силу этого в 1864 г. были отменены личные повинности бадилатам, со стороны «простых» дигорцев, как живших на общественных землях, так и оставшихся на бадилатских землях.

Тогда же для лесгорцев был создан аул Лескен на землях Б. Кабарды. Хехесам и «простым» дигорцам, жившим на зем лях бадилат, отводились земли в Кубанской области.

Зависимость фарсаглагов

В 1865 г. для ограждения от произвола и притеснений со стороны бадилат хехесов и «простых» дигорцев бьши составлены точные правила, которыми определялся размер повинностей, которые «простые», дигорцы и хехесы должны были отбывать бадилатам за пользование участками.

В 1866 г. для безземельных дигорцев был создан аул Нов. Урух из земельных излишков у бадилат.

Реформа 1853 г. в Тагаурии и Дигории привела к ликвидации феодальной зависимости фарсаглагов и адамихатов. Эта реформа расценивалась владельцами, как их социальная катастрофа, как конец их социального существовавания. «Имели от предков подвластный нам народ, — жаловались дигорские феодалы, — который отбывал нам разные повинности, чем только мы существовали, но в 1853 г., по воле начальства, они от нас отделены и поселены отдельными аулами: равно и права наши над ними прекратились».

Реформа 1864 г. была следующим шагом по пути ликвидации феодальных отношений. Она имела то огромное принципиальное значение, что подрезывала корни дальнейшего роста феодальных отношений. Она ввела общинное владение землей на плоскости, она амальгамировала и бывших феодалов и их зависимых в одну массу общинников и этим ликвидировала условия возрождения старого и зарождения нового феодализма.

Антифеодальный характер этого закона выступал больше всего из того, что этим законом остались недовольны, главным образом, феодалы. «Объявление осетинам, — писал начальник Терской области Лорис-Меликов, — решения их поземельного вопроса имело на все население, за исключением ста семейств алдар и весьма немногих из их приближенных, самое благотворное влияние. Что же касается собственно алдар, то часть их, проникнутая более других духом исламизма, вероятно уйдет в Турцию, чему я препятствовать не могу».