Феодальный строй осетин. В это время в Кабарде установился четко очерченный феодальный строй с исключительно могущественной властью кабардинских князей.

По кабардинским адатам кровь этих князей не могла быть исчислена и искуплена. По их выражению, «кровь убитого пше наполняет собою всю глубину ущелья, в мрачную бездну которого со страхом падает взор могильного ворона».

Подчинением таким сильным сеньорам завершалась феодальная иерархия в осетинском обществе. Завершалось концентрирование феодальных сил в более сплоченную организацию для общего господства над эксплуатируемой массой. «Иерархическое расчленение земельной собственности и связанная с этим система вооруженных дружин, — говорит Маркс, — давали дворянству власть над крепостными».

На такое социальное значение кабардинского сюзеренитета очень определенно указывает Штедер. Он говорит, что дигорские феодалы — бадилаты не хотели иметь никакой собственности ни земельными участками, ни стадами. Но кормились податью и лихоимством с дигорцев, над которыми они с помощью кабардинцев отстаивали свое господство. Поэтому простые дигорцы питали ненависть к кабардинским князьям, так как угнетение их происходило с помощью их посредничества.

Зависимость осетин

Зависимость осетин от кабардинских феодалов началась не позже XVI в., а возможно и раньше. Основание для такого утверждения дает свидетельство статейного списка Московского посольства Михаила Татищева в Грузию в 1604—1605 гг., где говорится, что «осетинцы бывали за Айтек-Мурзою Черкасским, да от него отложились». Очевидно, зависимость эта имела место в XVI в. Далее, в статейных списках посольства стольника Толочанова и дьяка Иевлева, ездившего в Имеретию в XVII в. , приводятся свидетельства представителей дигорцев о том, что они дают «ясак для оберегания Черкасским мурзам Алегуке да Хадождуке и Зазаруке мурзе Анзорову… и что дигорцы и стурдигорцы во всем их слушают, и мочь большую имеет над горскими людьми Зазарука мурза Анзоров».