Боги были в близких отношениях с людьми. Хсартаг был женат на дочери водного царя. Сослан — на дочери Солнца; Батрадз жил преимущественно с богами на небе. Боги принимали участие в пирах и играх людей.
Нарты верили в загробную жизнь людей. Владыкой загробного мира считался Барастыр. В сказании о путешествии Сослана в страну мертвых дается представление предков осетин о загробном мире. В загробном мире, по нартовским сказаниям, люди получают возмездие за свои дела, совершенные при жизни на земле: одни страдают, другие наслаждаются. В формах возмездия отражаются моральные заповеди древних осетин. Так, наказанию подлежат такие проступки, как непочитание отца и матери, супружеская неверность, скупость и негостеприимство, обман и воровство, несправедливость в судебных решениях. Каждый порок влечет за собой соответствующее возмездие. Например, негостеприимный человек, не любящий товарищей и друзей, на том свете будет сидеть изолированным на острове в яичной скорлупе; на том свете вол будет жевать бороду того человека, который при жизни, работая вместе с другими, давал своему волу лучший корм, чем волам своих товарищей и т. д. и т. п.
И, наоборот, блаженство в загробном мире, пребывание в райских полях обеспечено тому, кто в земной жизни не занимался хищничеством, любил помогать бедным, старался делать только хорошие дела.
В нартовских сказаниях отражено упомянутое выше верование в Запийского змея, соответствующее позднейшим осетинским сказаниям о змее Раймуне.
У нартов была чудесная чаша Уацамонга или Амонга, которая на пирах сама подвигалась с ронгом к тому, кто совершал подвиги и говорил о них правду. Она соответствует той чаше, о которой говорит Геродот, рассказывая об обычаях скифов давать из почетной чаши, пить воинам, отличившимся в течение года на войне.
В эпосе отражается и память о древних погребениях. При погребении убивали лошадь, потрошили ее, набивали чучело соломой и ставили у могилы. Этот обряд напоминает скифское погребение и, очевидно, идет оттуда.