История Осетии
Осетинский народ в основной своей массе проживает в центральной части Кавказа по обеим сторонам главного хребта: в Северо-Осетинской АССР и Юго — Осетинской Автономной области. Остальные осетины живут отдельными селениями в Карталинии, Кахетии, Трусовском ущельи и в других местах Грузинской ССР, а также в Кабардинской АССР и небольшими группами в разных частях Северного Кавказа.
Судя по названиям местностей, которые могут быть объяснены из осетинского языка, можно утверждать, что в древности осетины занимали более значительную территорию, простиравшуюся на запад вплоть до Эльбруса и верховьев Кубани. Под напором тюркских народов осетинское население исчезло в этих местах, оставив следы своего существования лишь в их топонимике.
Теория происхождения осетин
Осетины говорят на двух диалектах: иронском с его туальским говором и дигорском. На иронском диалекте говорит большинство северных осетин в ущельях Тагаурском, Куртатинском и Алагирском. В Южной Осетии и в верховьях реки Ардон говорят на туальском говоре иронского диалекта. На дигорском диалекте говорят осетины Дигорского ущелья и часть осетин, проживающих в Моздокском районе. Дигорский диалект сравнительно с иранским является более архаическим по своим формам.
Теория происхождения осетин от половцев. Эту теорию выдвинул академик Рильденштедт, путешествовавший по Кавказу в 1770 и в 1773 гг. На основании сходства некоторых осетинских имен с половецкими, он высказал взгляд о тождестве осетин с половцами. «После поражения половцев на Дону Россией в 1110 г., — писал он, — остатки их, нынешние осетины, бежали в горы Кавказа». Это мнение не имеет никакого научного основания и не нашло себе поддержки.
Теория германского происхождения осетин. Эта теория выдвинута была Гакстгаузеном, который на основе сходства некоторых осетинских слов с немецкими, а также на основе сходства предметов домашнего обихода, сельскохозяйственных орудий и некоторых осетинских обычаев с древнегерманскими считал, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готов и других германских племен, разбитых гуннами.
В действительности, сходство некоторых осетинских слов с немецкими объясняется тем, что осетинский язык относится к индоевропейским языкам. Сходство же в обычаях, орудиях производства и пр. объясняется не родством происхождения, а единством социально-экономического развития. Такие же обычаи и орудия производства можно наблюдать и у других горцев Северного Кавказа.
Тенденция германского империализма
В XX веке, в связи с ростом захватнических тенденций германского империализма, эта «теория» Гакстгаузена стала снова повторяться. К. Ганн, на основе сходства некоторых осетинских слов с немецкими, а также сходства и в некоторых обычаях, писал, что «осетины совсем близко подходят к германским народам».
В фашистской историографии некоторые авторы снова стали было повторять, что «осетины — потомки древних готов». Этими явно беспочвенными утверждениями они стремились оправдать захватнические стремления германского империализма.
Теория о смешанном иранско-семитическом происхождении осетин. Доктор Пфаф выдвинул теорию о происхождении осетин от смешения семитов с арийцами. Он доказывал это ссылкой на внешнее сходство многих жителей Алагирекого и Касарского ущелий с евреями.
Семитическое происхождение осетин Пфаф выводил также из некоторых черт осетинского быта, якобы унаследованных ими от семитических предков: а) обычай, по которому старший сын остается жить при отце и во всем ему подчиняется; б) обычай, по которому брат должен жениться на жене умершего брата, так называемый левират; в) обычай, по которому кроме законной жены брали еще так называемых «именных жен». Но сравнительная этнология показывает, что подобные институты существовали и у других народов, что они объясняются одинаковостью социально-экономического развития и не могут объясняться семитической принадлежностью осетин. Ссылка же Пфафа на внешнее сходство осетин с евреями настолько поверхностна, что не нуждается в опровержении.
Теория иранского происхождения осетин. Эта теория была впервые высказана Клапротом, путешествовавшим по Кавказу в начале XIX в. Научно это мнение впервые было обосновано академиком Шегреном, издавшим в 1844 г. первую грамматику и краткий словарь осетинского языка. Фридрих Мюллер доказал родство осетинского языка с иранской ветвью индоевропейских языков и указал, что осетинский язык сохранил древнейшие черты иранских языков.
Подробнее эта точка зрения была обоснована В. Миллером, который побывал, что осетинский язык есть одно из наречий, развивавшихся северной части древней территории иранских народов, в степной части Средней Азии к северу от Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи. Эти наречия жились задолго до начала истории Мидии и Персии. Из степей шей Азии иранцы распространились по Причерноморским и Приазовским степям около X века до н. э. Двигались они по территории жду Уралом и Каспием, что доказывается усвоением некоторых элементов из языков приуральских народов.
Иранское происхождение осетин
Иранское происхождение осетин В. Миллер доказывал также сходством некоторых черт быта, обычаев, нравов древних осетин с бытом, обычаями, нравами скифов и сарматов.
Двуприродное происхождение осетин от смешения кавказского этнического элемента с иранским. По поводу теории иранского происхождения осетин академик Марр Н. Я. писал: «Осетинский язык — иранский, но можно ли трактовать даже бесспорный его иранизм без учета яфетического его элемента, когда независимо от словаря, в са-п фонетике, морфологии и в составе такой речи, как числительные, он содержит яфетизмы». Н. Я. Марр высказал мысль, что вопрос о происхождении осетин должен решаться по связи и в сравнительном изучении с языком, бытом, верованиями и фольклором кавказских народов: сванетов, абхазов, черкесов и других. На основании такого сравнительного изучения Марр пришел к убеждению о наличии кавказского «яфетического» субстрата в осетинской народности и в ее культуре. Даже самоназвание осетин: «ир», «дигор» Марр выводит из кавказского языкового мира. Марр Н. Я. писал: «Самое деление этой речи на иронское и дигорское наречие и туальский говор находится, судя по всему, в зависимости от первоначального состава этнической среды, в которую внедрился ариоевропейский язык».
Эта мысль получила дальнейшее научное обоснование и раскрытие в работах Абаева В. И., который полностью обосновал «двуприродность», как он выражается, осетинского языка.
На основании вывода Миллера В., с одной стороны, Марра Н. Я. и Абаева В. И., с другой, можно утверждать, что осетины в этническом и в языковом отношении представляют собой смешение местного кавказского яфетического элемента с иранским элементом. Этот иранский элемент роднит осетинский язык с иранской группой индоевропейских языков и находится в преемственной связи с аланским языком и с языками сарматов и скифов. В то же время местный кавказский яфетический языковый их субстрат типологически близок языкам южно-кавказским и восточно-горским, а также тюркским языкам, с которыми давно соседили осетины.