Сближение России с Черкесией и Кабардой положило начало практике перехода адыгских феодалов на русскую службу. Наибольшую известность в России получил род кабардинских князей Черкасских. Сунчалей Черкасский и его потомки Муцал и Каспулат несли исправную службу в Терском городе, чем снискали себе уважение и почет в Москве.
Князья Черкасские на русской службе в XVI-XVII вв.
Черкасские принимали деятельное участие в управлении Русским государством. Князь Дмитрий Мамстрюкович, внук Темрюка Идарова, в 1620-1630 гг. возглавлял приказ Казанского дворца, управлявший восточными областями страны. Яков Куденетович и Иван Борисович Черкасские в XVII столетии руководили приказом Большой казны, Стрелецким и Поместным приказами. Григорий Сунчалеевич в 1660-е годы был первым воеводой в Астрахани, а Михаил Алегукович в конце века служил казанским воеводой. Князья Черкасские стали в России крупнейшими землевладельцами. Местоположение их обширных подворий в Москве отмечено названиями двух переулков – Большого и Малого Черкасских.
Петр Агамашуков-Черкасский
Широкую известность в России приобрели и представители западноадыгской аристократии. Сын князя Маашука Петр Агамашуков-Черкасский оставил след в событиях «смутного времени». Он служил воеводой в Сибири и Галиче. Князь Василий Петрович в 1615 г. являлся стольником и воеводой в Москве. В 1622-1623 гг. ему было доверено возглавить русское посольство на переговорах с Польско-Литовским государством. Позднее В. П. Агамашуков-Черкасский получил окольничий чин и стал членом Боярской Думы. Находясь в зените своей славы и будучи крупнейшим феодалом России, в 1647 г. он считался лицом близким царю Алексею Михайловичу.
Встречались черкесы и при крымском дворе. Первая жена Девлет-Гирея, мать наследника престола Магмат-Гирея была дочерью черкесского князя Тарзатыка, при дворе ее мужа служили и братья князья Черкасские Татар-мурза и Ахмет-Аспат. Младшая жена хана также была черкешенкой, и ее брат служил при дворе. Конюшими и у хана, и у наследника были черкесы — князь Толбулдук и князь Верхуша Черкасские. Привлечение черкесов на турецкую службу сопровождалось их обращением в ислам (до того черкесы были либо язычниками, либо христианами греческого толка).
Служба Черкасских московским государям еще теснее переплела судьбы русского и адыгейского народов.