Культовый ритуал осетин

При святилищах культовый ритуал выполняли жрецы. При родовых святилищах жрецом являлся старший в роде; при межродовых святилищах вообще самый старший. При некоторых же святилищах должность жреца считалась наследственной в известной фамилии. Например, в святилище Тбауацилла, находившемся у сел. Какадур, жрецы были из фамилии Гуццевых; только они одни могли входить в это святилище. Жрецы во время исполнения своих обязанностей облекались в белые одежды и ходили без кинжала.

Из погребальных обычаев интересно отметить обычай, по которому вдова пред опусканием покойника в могилу отрезала свою косу и клала на грудь умершего мужа в; знак того, что она остается его женой и в загробной жизни.

Существовал еще обычай посвящения покойному коня, которому отрезали кончик уха или делали надрез, как остаток обычая убийства коня на могиле умершего, идущего еще со скифских времен.

При посвящении коня произносили речь, в которой ярко проявляются моральные представления осетин, В уста покойника вкладывались следующие моральные заповеди, осуществление коих при жизни обусловливало благополучное переселение в загробный мир. Покойник дол жен был сказать: «Я был бедный человек, братолюбив был я, селолюбив был я, помощником ближних, врагов победителем был я, кровомстителем был я».

Кроме кувда осетины широко справляли годичные поминки, которые принимали общественный характер. Семья, справлявшая эти поминки, заготовляла пива и араки в 10—30 котлах в количестве нескольких сот ведер. Резали 5—10 быков, от 60 до 100 баранов и пекли несколько тысяч небольших пшеничных круглых хлебов. В расходе на поминки принимали участие все родственники.

Собиралось много народа. После молитвы начиналась тризна, а затем устраивались скачки и стрельба в цель; победители в этих состязаниях получали приз.

Мертвые голодают

Поминки имели целью кормление мертвых; считалось, что пища, съеденная на поминках, переходит к мертвым; не было большего оскорбления для осетин, как сказать, что «его мертвые голодают».

Кроме этих поминок справляли поминки под каждую субботу в течение года. Для этого на

Для поминок изготовляли манекен из одежды и оружия покойника; сажали его на особой скамье, а за ним садился человек; перед манекеном раскладывали любимые вещи покойника и ставили пищу. Когда приходили в комнату старшие, начинался ритуальный разговор с покойником, за которого отвечал человек, сидящий сзади манекена. Женщины в это время исполняли обряд оплакивания: причитали, рвали на себе волосы, царапали лицо.

В общем расходы на все поминки в течение года обходились до двух тысяч рублей, в результате чего многие семейства разорялись.

Своих покойников осетины хоронили в каменных склепах. Причиной этого было малоземелье. Каждый род имел свой фамильный склеп, где хоронили в течение нескольких столетий.

Склепы были подземные, полуподземные и надземные. Надземные склепы были нескольких видов: 1) четырехугольные башенного типа с четырехскатной ступенчатой крышей ; 2) шести и восьмиугольные склепы с гладкой или ступенчатой крышей; 3) продолговатые с двускатной ступенчатой крышей; 4) круглые в виде конического пушечного ядра.

Склепы имели лазы, через которые проносили покойников. Покойники хоронились иногда в гробах в виде ладьи; их клали против лаза; когда же нужно было место, то предыдущего отодвигали в сторону, и таким образом составлялся ряд покойников, из коих в течение ряда веков составлялось несколько слоев.

В связи с сухостью горного воздуха и хорошей вентиляцией трупы очень часто хорошо мумифицировались и сохранялись очень долго.

Точильный камень

Покойника клали в одежде; клали с ним необходимые бытовые вещи, например, с мужчинами—пороховницы, ножик, кинжал, огниво, трут, точильный камень, кисет с табаком, трубку и пр., утварь деревянную и глиняную; с женщинами—иголки, ножницы, зеркальца, бусы, серьги. Инвентарь отдельных склепов отличался своим богатством: встречаются шелковые или парчевые халаты, бархатные шапочки, сапоги с подковами и пр., чего нет в других.

В честь покойников, память коих была прославлена, ставили памятники ; их ставили у дороги, чтобы их видели проезжающие. Обычно эти памятники представляли собой монолиты в 1 метр и более вышины. В верхней округленной части изображалась звезда в круге, а под ней ряд предметов бытовой обстановки осетин: газыри, шапка, пороховница, ружье, кинжал, пистолет, гребень, плеть, ложка. Ещё ниже — лошадь, кувшин, чашка. Часто такие обелиски вставлялись в деревянную рамку.

Делались памятники и другой формы, в форме склепов, но только глухие, с двускатной крышей; бывали и в форме четырехугольных пирамид с несколько выпуклыми гранями, увенчанные шишкой или деревянной вилкой в форме рогов.

Христианские храмы в Сев. Осетии, а также церковные колокола с грузинскими надписями говорят и о религиозном влиянии, шедшем из Грузии в Сев. Осетию, а также о политических связях Осетии с Грузией.

В рассматриваемый период не порывались связи Сев. Осетии с грузинами. Об этом говорят и письменные источники, жалованные грамоты грузинских царей отдельным феодальным фамилиям, например, Дударовым, которые хранили их до позднейшего времени; об этом говорят и грузинские летописи, об этом говорят и археологические памятники. В частности, нужно отметить грузинские надписи на церковных колоколах в Рекоме и в Дзвгисском храме. В Дзвгисе было два колокола с грузинской надписью.