Материальная культура Кавказа
Быт оседлого населения Кавказа в первой половине I тыс. до н. э. характеризуют неукрепленные поселки. Они располагались по берегам малых рек и имели небольшие размеры. Со временем, начиная с IV в. До н. э. поселки расширяются в границах, обносятся земляными валами и рвами и превращаются в городища. Археологам известно более 150 таких памятников на территории Кавказа.
По своему внешнему облику городища Кавказа однотипны. Обычно они состояли из центральной части (цитадели) и прилегающего к ней поселения. Цитадель, возводившаяся на высоком холме, была надежно защищена оборонительными сооружениями.
Постепенно отдельные городища превратились в города. Один из них располагался на левом берегу р. Кубани в ее нижнем течении на границе Синдики и Меотии. Название его нам неизвестно – археологи обозначают его условно как Семибратнее городище. Поселение возникло в конце VI в. до н. э. и стало крупным торговым, военном, политическим и культурным центром Синдики на протяжение нескольких столетий. В начале V в. до н. э. он был обнесен каменной стеной со сторожевыми башнями. Толщина стен достигала 2,5, высота – 6 метров. Внутри него обнаружено огромное здание, построенное на рубеже IV – III вв. до н. э. Его размеры превышали 400 кв. м. Дом был из пяти комнат, имел дворик и колодец. Наружные стены дома были очень толстые (1,7 м). возможно оно являлось резиденцией правителя или его наместника.
Основная масса населения Кавказа в качестве жилищ использовала маленькие турлучные дома. Их конструкция проста – деревянная основа окружалась вертикально поставленным хворостом или камышом, после чего стены толсто обмазывались глиной. Крыша перекрывалась камышом или соломой. Полы были из земли и промазывались глиняной обмазкой. Дома отапливались очагами или печами, на которых тут же и готовили пищу. Под домом располагались погреба глубиной до 2 метров, предназначавшиеся для хранения продуктовых запасов.
Меотская и синдская посуда довольно разнообразна. В больших греческих пифосах держали вино и зерно, в кувшинах – воду и молоко. Пищу готовили в грубых горшках, ели из мисок, пили из бокалов, чаш и кружек. Кроме глиняной посуды в хозяйстве использовалась деревянная и металлическая. Известны большие бронзовые литые котлы с ручками, позже появились клепаные котлы с круглым дном и железной дужкой для подвешивания на крюк.
Местное население употребляло в пищу продукты земледелия (хлеб, кашу), животноводства (мясо, молоко, сыр), свежую и соленую рыбу. Под влиянием греков пили терпкое вино.
Верхней одеждой мужчин служил кафтан с длинными рукавами. Он не доходил до колен. Полы кафтана запахивались одна в другую, впереди они спускались в виде клина. Одежда удерживалась поясом. Иногда кафтан оторачивался меховым воротником.
Под верхнюю одежду меоты и синды поддевали рубаху. Штаны шили из кожи и тканей, и они были довольно узкими. Нижний конец их заправлялся в мягкие полусапожки, которые у щиколоток завязывались ремешками.
На голове мужчины носили остроконечные или низкие шапки, а также башлыки. Башлыки сшивались из нескольких кусков шерстяной материи. С затылочной части приделывался отрез из войлока или выделанной кожи. Башлык плотно прилегал к голове, закрывал уши и часть спины.
Женский наряд состоял из длинной исподней сорочки с длинными рукавами. Сверх него надевали платье, струящееся широкими складками до самых пят. Голова покрывалась покрывалом. У кочевых племен женщины носили шаровары.
Знать украшала одежду дорогими бляшками. Люди победнее отделывали костюм бусинами и бисером. Женщины носили ожерелья, цепочки, медальоны, кольца, сережки.
Внушительно и практично выглядел воинский костюм меотов и синдов. Его принадлежностью являлся панцирь, представлявший собой кожаную накидку с нашивными бронзовыми или железными пластинами. Панцирь на талии фиксировался ремнем, к которому спереди крепился меч, а на левом боку «горит» – футляр для лука и стрел. На голову надевался бронзовый шлем.
Щиты были прямоугольные, изготовлялись из дерева и кожи. В III – II вв. до н. э. панцири сменила кольчуга. Она делалась из железных колечек, прочно спаянных друг с другом.