Мужской монастырь Нового Афона
Есть на нашей земле такие святые уголки, которые смело можно называть иконами всех иных святынь. Это и сам Иерусалим с Храмом Гроба Господня, и Новый Иерусалим в Подмосковье, и Новый Афон на юге России, в Абхазии.
Новоафонский иначе Симоно-Кананитский мужской монастырь, по имени которого стала называться и вся округа – место высочайшей святости.
История обители
Ее рождение произошло в конце лета 1875 года, когда небольшая группа святых отцов из Греции, прибыв в эту страну, решили построить новую святую общину.
Место, выбранное иеромонахом Арсением, имеет свою историю. Задолго до Рождества Христова тут было селение Псцырха («пихты и родник»). В средневековье здесь была построена Анакопия – мощная крепость («выступ») и она стала тогда столицей средневековой Абхазии.
После Рождества Иисуса Христа и его распятия спустя век тут жили и проповедовали Симеон Зилот (Кананит) и Андрей Первозванный. Андрей спустя время направился в Киев, а Симеон решил остаться тут. Он поселился в небольшой пещере и продолжал проповедовать новую веру. Ожесточившиеся жители распяли его, придав жестокой смерти. Напомним, что именно на свадьбе у Симеона наш Спаситель превратил воду в вино. Восхищенный и самим Господом, и чудесами Им творимыми, Симеон бросил все мирское, стал одним из апостолов. За преданность вере он прозван Зилотом, то есть «ревнителем». Имя «Кананит» — это указание на место рождения Симеона – Кану Галилейскую.
Место смерти Симеона обозначено большим вытесанным из камня крестом, а могила почившего святого в шестом веке накрыта красивым собором, дошедшим до наших дней.
В середине седьмого века на эти земли напали арабские завоеватели. И лишь покровительством Пресвятой Богородицы жителям получилось спастись. Рукописи говорят, что горячо молились жители перед ее образом и Матерь Божья услышала их. В лагере врагов вдруг началась эпидемия холеры, унесшая за одну ночь тридцать пять тысяч воинов. После этого защитники крепости смогли разбить оставшихся врагов. Чудотворная икона Богоматери стала святыней обители, но была утрачена в годы советского безбожия.
Почему именно здесь родилась святыня?
Климат Абхазии очень схож с климатом Греции. Зона субтропиков, горы, покрытые буйными лесами, изобилие воды….
Все это вместе с безлюдьем – идеальные условия для создания «иконы» Греческого Афонского монастыря на российской земле и уединению отшельников.
Итак, место было выбрано и началось строительство, продолжавшееся целых двенадцать лет. Это был тяжелейший и упорнейший труд. Ведь сперва пришлось расчистить площадки в горах и только потом закладывать фундамент, возводить цоколь и стены.
Известно, что большую помощь в строительстве святыни монахам оказывал российский император Александр III и цесаревич Николай. Кроме того, Александр подарил обители часы для башни и такую необходимую вещь, как паровоз. На нем иноку возили древесину с гор.
Благодаря трудолюбию монахов и с легкой руки царя, монастырь серьезно преуспел как хозяйственная единица.
При монастыре было построено несколько заводов, заработали мастерские: по переплетению книг и ремонту часов, сапожная и швейная. Помимо этого, земли вокруг были разработаны и засажены плантациями мандарин, слив, орехов и винограда. Именно греческим монахам Абхазия обязана мандаринами, ведь до этого они на Кавказе не культивировались. Окрестности вокруг зазеленели оливковыми рощами, у берега моря были вырыты пруды, где была разведена рыба.
Для юношей при монастыре открыли школу, для странствующих – гостиницу недалеко от моря. Гостиница уцелела, сегодня называется «Абхазия» и в свое время в ней останавливался А. П. Чехов.
Главный храм святого архитектурного комплекса освящен в честь целителя Пантелеймона. Этот святой считается покровителем монастыря. Имеются храмы, освященные во имена других святых. Внутреннее обустройство молельных залов напоминает греческий Афон, но и подчеркивает, что мы все-таки на территории России. Стены расписаны учениками Васнецова, а вдоль стен по периметру стоят узорчатые стасидии.
Гора, с которой красуются маковки монастыря стала называться Афонской, а соседняя, на которой нынче находятся руины Анакопийской крепости, получила имя Иверской.
Технические успехи устроителей Новоафонской обители
Технические успехи просто удивительны!
Иноки построили горную канатную дорогу для облегчения подъема, построили плотину на Псцырхе и возвели собственную гидроэлектростанцию.
Пришла советская власть и монастырь был разорен.
По рассказам старожилов, обросших слухами, коммунисты на судне вывезли монахов в бухту и утопили. Поговаривают, водолазы натыкались на дне залива на тела иноков. Колышутся они тихим морским течением, шевелятся монашеские одежды, бороды…
Поэтому и вода залива свята – освящена она страдальческой смертью убитых за веру.
Монастырь был ликвидирован в 1925 году. Недалеко от него выстроили одну из многих дач Сталина. В помещениях разместили туристическую базу и исторический музей.
Семьдесят лет святыня находилась в забвении и только после перестройки она стала возрождаться.
В настоящий момент, многие здания восстановлены и отреставрированы, обитель открыта для страждущих и в ней идут богослужения.