Мюридизм в Черкесии

В Дагестане и Чечне борьба горцев под руководством Шамиля протекала под флагом мюридизма – воинствующего течения мусульманской религии. Мюридизм требовал «священной войны» с «неверными» и беспрекословного повиновения религиозному лидеру – имаму. В 40-х годах 19 века имели место попытки распространения мюридизма и среди адыгов. В Черкесии действовали один за другим наибы (наместники) Шамиля: Хаджи-Мухаммед, Сулейман-Эфенди и Мухаммед-Амин. Последний из них проявил наибольшую активность.

Однако, мюридизм не получил значительного распространения в Черкесии. Идеи мюридизма не нашли поддержки среди шапсугов, бесленеевцев, бжедугов, кабардинцев и ряда других адыгских народностей. Лишь среди абадзехов они пользовались влиянием.

Главная причина неуспеха мюридизма у обитателей Черкесии состояла в слабости распространения у них мусульманской религии. Религиозные верования адыгов представляли собой смешение христианства, мусульманства и язычества. Только небольшая часть адыгов представляла собой правоверных мусульман. По наблюдению служившего на Кавказе царского офицера Н. И. Карлгофа. «в племенах западной части Кавказа, мало склонных к религиозному фанатизму, нашлось только небольшое число истинных последователей мюридизма, преимущественно у абадзехов». Именно поэтому борьба адыгов против колониальной экспансии царизма не носила чисто религиозного характера.

Деятельность Мухаммед-Амина имела глубокий смысл, ибо он пытался наладить государственность у адыгов и сплотить их в борьбе с царизмом. Он был хорошим организатором и искусным политиком. Современники называли его «кавказским Демосфеном». Под руководством Мухаммед-Амина был нанесен ряд ощутимых ударов по царским войскам в конце 40-х – начале 50-х годов 19 в.

Другим прославленным вождем адыгов в борьбе за независимость был Сефер-бей Заноко. Командующий царскими войсками на Кавказе в 1860 г. генерал А. Баратынский вынужден был признать: «Если до сих пор Сефер-бей и Магомет-Амин еще пользовались в известной части народа некоторою властию или, лучше сказать, влиянием нравственным. То преимущественно потому, что в них олицетворялась общая всего народа вражда против нас. Каждый из них был в своем кругу как-бы знаменем, около которого группировались разрозненные общины и племена для отчаянной борьбы с угрожавшим им русским господством».