Новые черты адыгского фольклора
Ведущую роль в духовной культуре адыгов, как и прежде, продолжал играть фольклор. Его жанры претерпевают определенные изменения. Постепенно перестают бытовать народные певцы (джегуако). Их исчезновение отрицательно сказалось на развитии адыгского фольклора.
Появляются произведения устного народного творчества, вызванные протестом трудящихся против новых форм классового и национального угнетения. Утверждается «фольклорный реализм», характеризующийся тем, что ряд поэтических и прозаических произведений адыгов сближается с литературой. Связующим звеном в переходе от фольклора к литературе является творчество Хаджибиеко Юсуфа (Абрэдж), Хамакоко Хапита (Бэчий Хусен), Джанчатова Куйнеша и других.
В своих песнях они усиливают жанр социальной сатиры. Сатирические песни Т. Аутлева разоблачали жестокость эксплуататорских классов. Скупость и корыстолюбие богачей остроумно высмеивались в песнях Ш. Туова.
Новой темой фольклора стало освещение событий, связанных с буржуазными реформами и освобождением крестьян в Адыгее. В «Песнях об аулах» прослеживается проникновение капиталистических элементов в жизнь адыгов.
Продолжали бытовать исторические песни. Значительное место среди них занимали произведения мухаджирского цикла, т. е. посвященные переселению горцев в Турцию. Печаль несли в себе «Песня о переселении в Стамбул», «Гонят нас в Стамбул» и другие. Они показывают, что в сознании адыгов эмиграция носила насильственный характер.
Дальнейшее развитие получила лирическая песенная культура. Лирические песни чаще исполнялись молодежью. В них осуждаются сословные различия. Воспеваются верность в любви и ее сила.
Свою популярность сохранили адыгские сказки. Возникли во второй половине 19 в. новые сказки. Их героями являлись борцы за правду, за лучшую долю народа. В сказках высмеиваются богачи и жадные до чужого кармана дельцы.