Поручено было исследовать этот вопрос председателю комиссии по разбору сословных прав горцев Кодзокову, который представил обстоятельную записку, легшую в основу правительственной реформы. На основании этой записки начальник Осетинского округа выставил следующие соображения. Он утверждал, что вопрос о времени зависимости кавдасардов зависит от соотношения сил и является фактом более позднего времени, когда усилились крепостнические стремления феодалов. Отождествление же кавдасардов и рабов он считал «недобросо вестным и слишком пристрастным в пользу личных выгод бадилат». Кавдасардов необходимо отличать от холопов по следующим основаниям. За детей кумиячек мстили их владельцы и они должны были мстить за своих владельцев, чего не обязаны были делать холопы. Дочери кумиячек выдавались замуж за свободных, и дети от такого брака не сравнивались с холопами, а пользовались правами кумиягов. Когда кумияг женился на свободной, его жена не обязана была работать на владельца. По отделении от владельцев они составляли особое сословие, стоявшее в особой зависимости от своих владельцев.

Указывая на все это, начальник округа подчеркивал, что «заявление бадилат крайне обидно, и если бы подобное заявление огласилось бы, то нельзя поручиться, что при ссоре и упреках, ссора в некоторых семьях может не дойти до драки и дурного последствия».

Итак, призрак кровавых столкновений бродил по Сев. Осетии в момент работы Комитета и толкал его на определенные решения.

Вот почему в основу правительственного положения об «освобождении крестьян в Осетии» легли не проект дигорских бадилат, и даже не более либеральных тагаурцев и куртатинцев, а начала, которые более приближались к проекту «простого» дигорского народа, даже с некоторыми изменениями в пользу освобождаемых.