Обучение в военных училищах, служба в рядах русских войск содействовали усвоению осетинами военных традиций русской армии и укреплению тех боевых традиций, которые вынес народ из своего исторического прошлого. Завоевание Осетии сопровождалось христианизацией населения. В деле насаждения христианства главным мотивом были политические соображения. В указе Осетинская Сената от 1788 г. было сказано, чтоб «тамошние народы привести в познание христианства и приобресть их в здешнюю сторону…; оба дела так между собою соединены, что совокупно об их и песчись надлежит». Ожидали, что за принятием христианства последует, вовлечение населения в круг русской культуры и даже полная его русификация, это — с одной стороны; а с другой, — на принятие христианства смотрели как на знамя российской политический ориентации, враждебное мусульманству, которое, наоборот, было знаменем борьбы против России.
У населения было два стимула к принятию христианства и, притом, различные для старшин и холопов. Осетинские старшины, боровшиеся с кабардинскими феодалами, с усвоением христианства считали себя в праве претендовать на поддержку русского правительства против кабардинцев. Они часто жаловались, что «хотят просветиться светом христова учения, а кабардинцы им мешают», и потому просили правительство ударить по кабардинским князьям.
Холопов манило к принятию христианства то обстоятельство, что по русским законам магометане не имели права держать в рабстве христиан. Обежавшие от своих владельцев в русские пределы и принявшие христианство не возвращались к своим владельцам.
Пленники кабардинских феодалов
Значительная часть этих холопов-осетин была пленниками кабардинских феодалов; поселившимся в Моздоке и принимавшим христианство давали по 20 руб. на обзаведение. Из этих осетин была образована казачья команда, под названием «осетинской сотни».
Дело распространения христианства среди осетин было поручено Осетинской комиссии. Идея организации этой комиссии принадлежала грузинским священникам, которые в начале XVIII в. переселились из Грузии в Москву вместе с грузинским царевичем Вахтангом VI.
В 1743 году эта идея получила официальное утверждение и в 1745 г. комиссия уже прибыла в Северную Осетию. Комиссия состояла из грузинского духовенства во главе с архимандритом Пахомием. Назначение в состав комиссии лиц грузинского происхождения политическими соображениями. С 1739 года, по договору России с Турцией. Кабарда. в составе которой считалась Северная Осетия, стала независимой, а потому назначение в комиссию лиц русского происхождения могло вызвать возражения со стороны Турции.
Комиссия имела своим местопребыванием г. Кизляр. С основанием Моздока центр миссионерства перешел туда, почему комиссия иногда называлась Моздокской.
Комиссия основала было у входа в Куртатинское ущелье небольшой монастырь, но он в 1769 г. был разрушен куртатинским старшиной Бахтангиреем Есиевым.
С 1771 года, после подчинения Кабарды царизму, русское правительство в состав миссии стало назначать русских священников. Грузинское духовенство оказалось не на высоте положения, и в политическом отношении русское правительство считало их не вполнеблагонадежными. При новом составе миссии дело христианизации населения оживилось. С 1772 г. по 1792 г. окрещено было осетин и других горцев 6057 человек, тогда как с 1745 по 1767 г. было окрещено 2142 человека.
Усвоение христианства было чисто внешним фактом. Стимулы к принятию христианства у массы населения были чисто внешние, материальные, а именно: желание получить выдававшиеся при крещении 8 аршин холста на рубашки и 50 коп. деньгами, а женщинам сверх того — зеркальце, ножницы и пр. Желание получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по несколько раз, «переменяя для этого свое имя и переходя из своего прежнего местожительства в другое».