Разложение родового строя на Кавказе
В общественном отношении племена Кавказа вступили в этап разложения первобытнообщинного строя. Усилившиеся торгово-обменные связи привели к неравномерному распределению доходов между людьми. Древняя родовая община кавказцев распалась на бедных и богатых. Низшей социальной ячейкой общества становится малая семья. Семьи вождей, жрецов, дружинников образуют родовую знать. В их руках сосредотачиваются несметные богатства. В их честь возводятся грандиозные курганы VII – IV вв. до н. э. – Ульские (Уляпские), Келермесские, Костромской, Семибратние и другие. Наряду с ними известно множество обычных погребений – в них захоронены рядовые общинники.
Усиливающаяся тяга меото-синдской аристократии к накопительству определила потребность привлечения дешевой рабочей силы. Зарождается рабство. Рабами становятся пленники, которых захватывают в бесконечных войнах с соседями. Степень и характер распространения рабства у племен Кавказа в эпоху раннего железа были различными. Труд подневольных людей практически не использовался ахеями, зихами, гениохами и другими племенами черноморского побережья. Взятых в морских походах пленников горцы охотно возвращали на родину за выкуп, лишь некоторых из них приносили в жертву богам.
У меотов рабовладельческие отношения не приобрели классических очертаний. Рабы здесь находились на положении младших членов семьи – они прислуживали по дому у своих хозяев. Эксплуатация их не была такой жестокой, как в Древней Греции и Риме. Рабство тем самым носило домашний (патриархальный) характер.
Наибольшее значение рабство приобрело у синдов. Тому немало способствовало вхождение Синдики в состав Боспорского рабовладельческого государства. Синдская знать активно использовала труд невольников.
Большую часть богатств на Кавказе производили, однако не рабы, а свободные крестьяне. Они постепенно объединяются в соседские общины. Кое-что из результатов своего труда крестьяне вынуждены были отдавать племенной знати.
Таким образом, население нашего края в изучаемое время состояло из рабов, свободных крестьян и богатой племенной верхушки. Социальный строй меотов и племен черноморского побережья достиг той ступени развития, когда в недрах родового общества зарождаются черты классовых отношений. Политическая организация здесь имела ярко выраженный военизированный характер. В нее входили царь-военачальник, имевший право передачи власти по наследству, военная дружина и народное собрание. Такая организация именуется военной демократией. Синдское общество имело более развитую социально-политическую структуру. Здесь возникло рабовладельческое государство, с начала своей истории ставшее частью Боспорского царства.