Религиозные верования адыгов

Религиозные верования адыгов представляли собой причудливую смесь язычества и христианства. С 14 в. в Черкесию из Золотой Орды проникает новая религия – ислам. Поначалу она не достигла значительного успеха. В 16 в. проникновение ислама в Черкесию усиливается. Распространение мусульманской религии становится одним из важных направлений политики Османской империи и Крымского ханства в Черкесии.

Внедрение ислама еще более усилилось в первой четверти 18 в. Он насаждался турками и крымскими татарами в стране адыгов по повелению османского султана. Несмотря, однако, на некоторые успехи, ислам не достиг господства в Черкесии в 18 – начале 19 вв. В это время адыги оставались полухристианами – полумусульманами. Довольно прочными являлись и позиции древних языческих верований. Для черкесии этого времени был характерен религиозный синкретизм, то есть сочетание различных религиозных верований.

В 20-60-х годах 19 в. позиции ислама становятся более прочными. Это было вызвано колониальной экспансией царизма. Ислам способствовал мобилизации народа и сплочению сил в тяжелой борьбе с наступавшими царскими колонизаторами. В 40-х годах 19 в. вооруженные силы крупнейшей адыгской народности – абадзехов – под флагом ислама и во главе с Мухаммед-Амином, посланцем Шамиля, наносили удары по царским войскам. В это время в Абадзехии была создана мусульманская государственность. Хотя мюридизм среди других народностей не получил широкого распространения, позиции ислама и здесь постепенно укрепляются.

Ислам сыграл известную положительную роль в развитии культуры адыгов. Распространялись грамотность и образование. Были созданы духовные школы (медресе), где обучались мальчики корану и письму. На первой ступени обучения находились еджако, на второй – сохтэ. Именно благодаря исламу распространялась арабская письменность в черкесии. Проникают элементы арабской культуры. В 19 в. некоторые произведения адыгских писателей писались арабскими буквами на адыгейском языке.