Родовой коллективизм
Очень важно подчеркнуть для характеристики живучести родового коллективизма то, что случаев ограбления в своей среде у осетин почти не было. «Воровство считалось ремеслом очень позорным, но делать набеги за перевал и грабить инородцев ставилось в заслугу.»
Основной формой брака была купля невесты за калым. Размер калыма, как выше сказано, зависел от социального, положения брачущихся. Стоимость калыма ложилась на двор жениха. Кроме калыма требовались еще хорошие подарки матери невесты, брату матери, воспитателю. Существовал и обычай умыкания.
Разводы бывали очень редко. Овдовевшая женщина ил оставалась вдовой в семье покойного мужа, или выходила замуж за брата покойного мужа, если он был холостым и вдовцом, или выходила снова замуж, но дети ее оставались в доме мужа.
Семейные и общественные отношения были проникнуты духом патриархальности, духом подчинения старшим и выполнения их воли. Дети должны были оказывать «своему от и вообще старшим мужчинам полное повиновение и уважение. Они могли садиться или есть без разрешения старших.3 Из безусловного подчинения отцу вытекало заключение браков по воле родителей. Вообще в отношении младших к старшим у осетин наблюдалась большая вежливость, порой переходящая в церемонность: когда старший даже приглашал не соблюдать церемоний, считалось долгом приличия не поддаваться на приглашения, а строго держаться долга вежливости. Так, например, в присутствии старших младшие должны были стоять, при уходе старшего долгом вежливости младших было проводить его на некоторое расстояние, хотя бы он неоднократно просил делать этого.
Известный порядок
Когда шли несколько человек, строго соблюдался известный порядок: младший должен был идти с левой стороны. Если младший, едущий верхом, встречался со старшим, он должен был, не доезжая до старика, слезть с лошади и, держа ее за узду, идти навстречу. Первым приветствует старший, а младший должен скромно и еле слышно отвечать, затем он должен пешком проводить старшего, который в это время благодарит его за внимание и несколько раз просит не беспокоиться и возвратиться назад. Отойдя шагов сто, молодой человек может сесть на лошадь и продолжать свой путь.
Если старшие отправлялись в гости, то их провожали младшие, которые должны были помогать им в дороге: подержать лошадь, помогать, когда они садятся на коней.
За столом всегда рассаживались по старшинству.
При встрече обязательно нужно было здороваться. Когда старший проходил по улице, младшие должны были встать со своих мест, всякие разговоры и смех прекращались, и все, стоя, пропускали старшего. Старший благодарил за внимание и приглашая их садиться.
Присутствие старика в любом обществе являлось сдерживающим элементом. Быть пьяным и держать себя непристойно в присутствии старика — недопустимо.
Старик имел власть и над младшими других фамилий. Он мог порицать непристойное поведение, должен был возражать.
Женщина у осетин пользовалась большим уважением. Если мужчина и женщина идут рядом, то женщина идет справа, если с нею двое мужчин, то она идет между ними. Перед старшей женщиной молодые люди должны вставать.
Если всадник ехал мимо идущей женщины, то он должен был слезть с коня и вести его за повод и, лишь пропустив ее мимо себя, мог опять сесть на коня.