Семья и семейные обряды
В 16 – первой половине 19 вв. у адыгов сохранялась семейная община. В такой общине могло быть до 100 человек.
Семейная община обозначалась терминами «унэгъошхо» — большая семья, «бынышху» — буквально большое гнездо. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его- старший сын. У адыгов отец имел власть над детьми, муж над женой, брат над сестрой. Жена главы семьи руководила женскими работами.
Помимо семейной общины у адыгов существовала также малая (индивидуальная) семья. Состояла она из родителей и детей. Средняя численность малой семьи составляла в первой половине 19 в. от 5 до 8 человек.
Женщина не могла принимать участие при решении важных вопросов в народных собраниях. Она не должна была садиться в присутствии мужчин. Адыгская женщина в присутствии посторонних лиц не должна была есть за одним столом с мужчинами. Как самое тяжкое преступление расценивалось адыгами нарушение женщиной супружеской верности. Такое преступление влекло за собой суровое наказание.
Браки заключались между людьми, равными по происхождению. «Чистота крови» строго соблюдалась черкесскими феодалами. Дети, рожденные от князя и женщины-простолюдинки, не считались князьями.
Адыгский брак являлся экзогамным – браки между близкими и даже отдаленными родственниками запрещались. В 19 в. наиболее распространенным брачным возрастом был для мужчин 25 лет, а для женщин – 17-20 лет. В более раннюю эпоху мужчины вступали в брак позднее, часто в 40 лет. Младший брат не мог жениться раньше своего старшего брата. Точно так же младшая сестра не имела права выйти замуж раньше старшей сестры.
У адыгов господствовала моногамия (единобрачие). Многоженство у них не было распространено. К. Ф. Сталь, исходя из данных середины 19 в., указывал: «Хотя многоженство поощряется обычаем, но немногие черкесы имеют более одной жены». В семейном быту был распространен обычай избегания. Муж избегал встреч и разговоров с женой в присутствии родителей и старших. При посторонних людях он делал вид, что не замечает ее. Невестка не должна была произносить имени родственников своего мужа (свекрови, сестры и т. д.). она давала им собственные, чаще всего ласкательные имена. В присутствии посторонних отец не брал на руки своих детей, не называл их по имени.
У адыгов существовали брак по сговору и умыкание (похищение) невест. Брак по сговору имел две формы. При первой форме переговоры о браке велись родственниками жениха и невесты, без участия их самих. Более распространена была вторая форма переговоров о браке, когда жених сам добивался через посредника согласия невесты. Жених мог посещать невесту лишь вечером и только вместе с друзьями. Он садился напротив нее. Девушка не садилась без настойчивых приглашений об этом. Если девушка быстро соглашалась на брак, то это считалось неприличным. Она подольше оттягивала ответ. В случае соглашения о браке, стороны обменивались аужем, т. е. какими-нибудь вещами. Жених преподносил невесте кинжал или револьвер, или же часы, золотое или серебряное кольцо. Невеста могла в знак залога дать платок, пояс, браслет, золотое или серебряное кольцо.
Юноша обычно не говорил о своем намерении жениться родителям и ближайшим старшим родственникам. Он ставил родителей в известность через своего друга или сестру. Что касается похищенной невесты, то они бывали трех видов: фиктивное похищение, похищение с согласия девушки и, наконец, действительное насильственное похищение.
За невесту обычно платили калым. Калым – это брачный выкуп, по-адыгски уасэ (цена). Размер калыма не был твердо установлен и колебался в пределах от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в 19 в. Преимущественно он носил натуральный характер: уплачивали быками, лошадьми и т. д.
Свадьба была большим празднеством. Она отмечалась с соблюдением обрядов, могущих оказать магическое действие на создание крепкой, счастливой семьи. На свадьбу мог прийти любой, даже незнакомый человек. День свадьбы был праздником для всего аула. Свадьба сопровождалась танцами, шуточными играми, конными скачками, большим пиршеством.