Социальная дифференциация
Социальная дифференциация в нартовской обществе была предпосылкой появления известной зависимости масс населения от знатных нартов. Этот момент также отражается в нартовской эпосе. Когда Сослан решил напасть на крепость алдара Хиза, он через глашатаев объявил: «Тот дом, который не вышлет воина, должен будет дать мне одного юношу в рабы», и тогда каждый, гласит сказание, стал снаряжать воина. В этих словах Сослана выражается властное положение «лучших» нартов по отношению к массе населения, выражается требовательность к выполнению массами известных обязательств. В эпосе отразились и нравы древних предков осетин. В эпосе нарты рисуются в образе суровых воинов. Все содержание, их жизни — походы или охота. Их нравы жестоки. В соответствии с рассказами античных писателей о нравах скифов, которые украшали себя скальпами убитых врагов, о нарте Сослане сказания повествуют, что он также сшил себе шубу из усов и бород своих противников, убитых им в битвах. Нарты ценили в людях физическую силу и крепость духа.
Самый оскорбительный упрек у нартов — упрек в трусости и недостатке стойкости. Они никогда не останавливались перед препятствиями: чем больше затруднений, тем лучше. Отправляясь в путь, они говорили: «О, если бы встретиться с затруднениями!»
Их основным лозунгом было: «Лучше вечная слава, чем вечная жизнь». В одном из сказании рассказывается, как боги предложили нартам на выбор или долгую, но бесславную жизнь, или посмертную славу, и нарты без колебаний выбрали последнее. Они предпочли славу, и, избрав это, они бестрепетно погибли.