Социальные отношения тоже притерпели изменения. В 10-15 вв. общественный строй у адыгов приобретает все более и более феодальный характер. В основе социальной организации общества лежала территориальная (сельская) община, состав которой был уже далеко неоднороден.
В этот период развития складываются классы феодального общества.
Уже Ксаверио Главани, автор первой половины XVIII в., отметил наличие элементов феодализма у народов Западного Кавказа. Он рассказывал, например, об адыгских беях, совершенно самостоятельных в своих владениях, хотя они почти всегда находились под покровительством татарского хана.
Юлий Клапрот, выпустивший в 1812 г. книгу о своем путешествии по Кавказу и Грузии, более подробно остановился на общественном устройстве адыгов. Он отмечал, что они разделяются на пять «классов»: к первому он отнес князей, ко второму — ворков (уздени, или дворяне), к третьему княжеских и узденьских вольноотпущенников, обязанных нести вoeнную службу в пользу своих бывших господ, к четвертому—вольноотпущенников этих «новых дворян» и к пятому — крепостных которых он ошибочно называл «тхокотлями».
Тфокотлей Клапрот, в свою очередь, подразделял на занимающихся земледелием и на тех, которые обслуживают высшие классы. Далее он сообщал, что к каждой княжеской ветви у адыгов принадлежат различные семьи узденей. Уздени смотрят на унаследованных от предков крестьян как на свою собственность, потому что последние не имели права переходить от одного владельца к другому. На крестьянах лежали определенные повинности, которые, однако, не могли быть расширяемы до бесконечности. Ибо если «уздень будет слишком жать крестьянина, то он может его вовсе лишиться».
Небезынтересные факты
Ю. Клапрот привел еще целый ряд небезынтересных фактов. Так, например, он писал, что как князья, так и дворяне имеют власть над жизнью и смертью своих крепостных и по своему желанию могут продавать домашних слуг. Что же касается крепостных, занимавшихся земледелием, то они не могли быть проданы порознь. Рисуя быт и нравы дворянско-княжеской верхушки, Ю. Клапрот говорил также об обязанностях узденей по отношению к своим князьям. Он отмечал, что князь имеет «дружину», которой предводительствует на войне, и совершает «со своими рыцарями и вооруженными слугами нападения и разбойнические походы».
Являясь подданными «знатных» людей, получая от них защиту, крестьяне отбывали отработочную или продуктовую ренту. Фактически они превращались в феодально-зависимый класс общества.
Самой бесправной частью населения в Черкесии являлись «сервы» — рабы. Рабство, получившее распространение на Кавказе в меото-сарматскую эпоху, сохранилось в 10-15 вв. в патриархальной форме. Рабов было немного, и как правило, они выступали в роли домашней прислуги.