Территория Осетии в древности
Двуприродность происхождения осетин доказывается и антропологически. Исследование черепов древнейших могильников на территории Осетии показывает, что эти «черепа не принадлежат особам одного племени, а являются значительно смешанными… По черепному указателю есть черепа: долихо-, субдолихо-, мезо-, суббрахи — и брахицефалические. Из них преобладают все-таки длинноголовые. Современное местное население Кавказа в массе является преимущественно короткоголовым».
Антропологом Гильченко было высказано предположение, что долихоцефалистический тип принадлежит иранскому племени.
Длинноголовость черепов на территории Осетии можно объяснить ранним появлением иранских племен на Северном Кавказе, которые, как выше сказано, существовали здесь с X в. до н. э. Предположение о принадлежности долихоцефалического типа к иранскому племени находит подтверждение в выводах о длинноголовости современных иранцев.
То же двойственное происхождение этнического типа осетин выступает и в наличии в среде их брюнетов и блондинов. Это явление отмечалось путешественниками Кохом и Гакстгаузеном, а также Миллером В.
По мнению некоторых ученых блюндинный тип ведет свое происхождение от иранцев. Они ссылаются на свидетельство Аммиана Марцеллина, что «волосы алан несколько русы». Но русыми были не только аланы, но и другие иранские племена, родственные современным осетинам, как, например, сарматы. В нартовском эпосе упоминается, что нарты, в образе которых осетинский народ изобразил своих предков, частично были русые, например, нарты Хсар, Хсартаг, Сатина.
Русские называют всех осетин единым наименованием. Сами же осетины себя называли и называют отдельными местными названиями, идущими из кавказского языкового мира: на востоке — «ир», на юге—«туал», на западе — «дигор».
Различные наименования
Эти различные наименования стоят в связи с различием в диалектах осетинского языка, о котором сказано выше. «В немалой степени, — пишет В. И. Абаев, — это расхождение объясняется различием местных кавказских этнических языковых образований, в процессе скрещения с которыми совершалось формирование современной осетинской этнической и языковой культуры. Эту мысль с предельной ясностью выразил Марр Н., когда он писал: «Самое деление этой речи на иронское, дигорское наречие и туальский говор находится, судя по всему, в некоторой зависимости от первоначального состава этнической среды, в которой водворился ариоевропейский язык… Название трех групп осетин: иронцы, дигорцы и туальцы говорит о тройственности местной доиранской этнической подосновы».
Другой причиной образования этих диалектов, как думает Абаев В. И., было разновременное водворение иранского этнического элемента на Северном Кавказе. От более древней волны иранской иммиграции образовался более архаический дигорский диалект. Дигорцы к тому же жили изолированно, в замкнутых ущельях; иронцы же находились в интенсивном междуплеменном общении и движении в условиях открытой равнины.
На территории современной Осетии, а также на территории, которую, как указано выше, ранее занимали предки осетин, население жило сначала на плоскости в предгорной и степной части и лишь значительно позднее, по мере отступания ледников, и с развитием производительных сил, стало осваивать горы.
Древнейшие следы культуры на этой территории, согласно современным археологическим данным, относятся к новому каменному веку. Следов палеолита пока не найдено. Памятниками неолитической культуры являются каменные топоры, скребки, наконечники стрел, каменные пилы. На территории Осетии указанные предметы являются случайными находками, например, в русле реки Терека у Дзауджикау и пр. Следы этой культуры открыты около Нальчика и в самом Нальчике в древнем могильнике. В Нальчикском могильнике скелеты лежали в скорченном положении. Трупы были засыпаны красной краской. В погребении были найдены кремневые ножи, скребки, наконечники стрел и пр. Такой же инвентарь найден и в Агубековском поселении: кремневые скребки, стрелы, ножи, полированные топоры, долота, булавки; найдены глиняные сосуды, изготовленные от руки, и пр.