Усвоение христианства

Ту же картину поверхностного усвоения христианства дает другой путешественник начала XIII в. миссионер Юлиан. Он пишет, что «жители — аланы представляют смесь христиан и язычников; считающиеся там христианами не пьют и не едят из той посуды, из которой ела собака, или в которой околела мышь, пока эта посуда не будет освящена священником, но убить человека у них ничего не значит».

Сам аланский епископ свидетельствовал, что «аланы были христианами только по имени».

Насколько трудно проходил процесс христианизации алан, говорит послание Константинопольского патриарха к аланскому епископу, где он подчеркивает, что «не легко дается переход от языческой жизни к строгостям евангелия», и советовал аланскому епископу допускать в этом вопросе строгость лишь в отношении «простого» люда и крайнюю осторожность в отношении «знатных и влиятельных», чтобы не отвратить от христианства все новообратившиеся народы.

Усвоение христианства повлекло за собой и зарождение письменности у алан. «Они имеют, — свидетельствует путешественник де-Рубрук, — греческие письмена». Упомянутая выше зеленчукская надгробная надпись является пока единственным памятником этой письменности. Уже из этой надписи можно судить о том, что письменность была в известной мере развита и что существовали определенные навыки и традиции в употреблении греческих букв для передачи осетинской речи.

Принятие христианства

С принятием христианства началось строительство храмов. Сохранились остатки около 10 храмов. Сравнительно хорошо сохранившиеся остатки таких храмов имеются в ущельи Б. Зеленчук. Тут сохранилось, на протяжении 2-х км., три храма, из которых средний настолько хорошо сохранился, что в 1889 г. был реставрирован и обращен в действующую церковь Свято — Александровской Афонской Зеленчукской пустыни. Храмы сооружены в византийском стиле и походят по формам и размерам на храмы соседней Абхазии. По форме они представляют собой удлиненный крест о трех кораблях с тремя абсидами в восточной стороне. Покрытие представляет собой незначительный купол на низком барабане. В реставрированном храме в алтаре была архиерейская кафедра, а сбоку сидения для священников; это дает основание думать, что храм был кафедральный! храмом Аланской митрополии. Размеры храмов: первый от входа в Зеленчукское ущелье — 18 м. длины и 9 м. ширины: второй 15 м. х12 м., третий —11 м. х8 м.; стены храмов имеют около 1,3 м. толщины. Храмы сделаны из прочного тесанного камня и жженного кирпича. Внутри храмы были расписаны фресками, большая часть коих погибла.

Храмы расположены на территории огромного поселения, узкого, но длинного. На этой территории сохранились следы построек разделенных проходами б 4 метра. Сохранились следы каменной стены, двух башен, на склонах у входа и выхода из поселения, двух небольших церквей, разрушенных до основания, огромного кладбища.

Подобные храмы на Б. Зеленчуке были и выше Зеленчукского монас-тыря у с. Архиз, где сохранились остатки огромного поселения, а также на р. Уруп и по р. Кафар.

В сравнительно недалеком расстоянии от Зеленчукских храмов сохранились подобные же храмы по левому берегу р. Кубани в 5 км.

Ниже впадения в Кубань р. Теберды у с. Хумара на горе Шуана и по р. Теберде у аула Сенты ; возле храмов сохранились гробницы обширных могильников. Эти храмы также были расписаны фресковой живописью в византийском стиле.