Византийские писатели об древних осетинах

На основании организации этих городищ можно заключить, что в аланском обществе выделялись более сильные роды, жившие в «замках» центральных укреплений. Главы сильных родов были военными начальниками всей организации, входившей в систему укреплений. Возможно, самые крупные из них и были те «цари», о которых говорят арабские, хазарские и другие источники, ибо отмеченная выше борьба с соседями содействовала росту племенных объединений и власти их военачальников.

Об одном из таких аланских «царей» 50—60 годов VI в., называвшемся Саросий, сохранились характерные сведения византийских писателей. Из этих сообщений видно, что Саросий был центральной политической фигурой на Северном Кавказе. К нему, например, обращались авары, чтобы он был посредником между ними и Византией. Авары хорошо знали, что Саросий известен византийскому правительству. Положение Саросия, как правителя самостоятельного и в то же время довольно властного, хорошо характеризует следующий факт. Раз Саросий встречал византийское посольство, возвращавшееся от турецкого кагана вместе с турками. «Достигнув Алании, — рассказывает Менандр, — римляне хотели представиться Саросию — владетелю этой страны, вместе с сопровождавшими их турками. Саросий принял дружелюбно Зимарха и людей его, но объявил, что турецкие посланники допущены будут к нему не иначе, как по сложении оружия. Это подало повод к спорам, продолжавшимся три дня. Зимарх был посредником между спорящими, наконец, турки, сложив оружие, как требовал Саросий, были к нему допущены».

О культуре алан в рассматриваемый период можно судить по археологическим данным. Памятники этой культуры находят, главным образом, в т. н. «катакомбных» погребениях, открытых в Чми, Кобане, Балте, а также в погребениях в камерах-склепах, в каменных ящиках в Камунте, Кумбулте, Рутхе и. т. д.

«Инвентарь могильников Осетии VI—IX вв., — говорит Ю. Готье, — свидетельствует, что когда юго-восток нашей страны входил в состав хазарской державы, в предгорьях Кавказа существовала очень яркая, сильная, своеобразная культура… В изучаемое время культура предгорья Кавказа успела отразить на себе многочисленные и разносторонние влияния, шедшие с Востока и из ближайшего культурного центра — Босфорского царства».

Эти предметы были частично местного происхождения и сходны в орнаменте с предметами, бытовавшими в предыдущие эпохи.

Совершенно сходны с катакомбными могильниками в Чми могилы, открытые у сел. Верхнее Салтово, Харьковской области. Эти могильники относятся к VI—X вв. Инвентарь этих могильников тождественен с инвентарем осетинских могильников, только в отношении украшений Салтовские могильники беднее осетинских.