Влиятельный осетин

В этом прошении проводился тот взгляд, что признание со стороны правительственной власти наличия сословий в осетинском обществе было недоразумением. «Неудивительно, что каждый влиятельный осетин обращался в какого-то феодального помещика, благодаря слишком большой доверчивости местного начальства и слишком малой критике центральных органов правительства его распоряжений. Под влиянием такого положения вещей и появились разные титулы вроде — владетели горские, князья, уздени, таубии, горские старшины, беки, ханы и т. д.». Авторы прошения утверждали, что претенденты на привилегированное положение «были магометане, враждебные русской власти, христианству». «Кроме внешних врагов — мусульманской Кабарды, в Осетии с самого начала ее сближения с Россией образовалась партия, внутренних врагов этого сближения и христианства. Такими лицами являлись люди, которые впервые из осетин столкнулись с местными и русскими властями, имевшими в те времена огромное значение; эти ловкие люди стали разыгрывать перед начальством ложную роль каких-то влиятельных примирителей и посредников, проводников русской власти и цивилизации в быт осетин. Незаметно многие из них получили чины, ордена, на праве частной собственности участки земли, титулы с полуофициально признанными сословными привилегиями, о которых никогда не могли подозревать их отцы и деды, бедные горцы — осетины, еще недавно платившие дань кабардинцам».

Прошение заканчивалось просьбой отказать некоторым фамилиям в их претензиях на привилегированное положение и тем «избавить край от врагов христианства и мирного развития под сенью нашей матери — покровительницы, святой православной Руси».