Ведущим видом хозяйства оставалось земледелие. Вплоть до начала XIII в. поля зихов и касогов тщательно возделывались и давали обильные урожаи. Нашествие монголо-татар нанесло серьезный вред адыгской культуре. Тем не менее, уже в XIII в. зихи восстановили практику хлебных поставок за границы своей земли. Авторы XV в. единодушно отмечали изобилие хлеба в Черкесии. По свидетельству итальянского путешественника Дж. Интериано, у черкесов «много проса и других зерновых продуктов». Просо действительно оставалось главной хлебной культурой. Наряду с ним высевались пшеница, бобы, рожь, овес, ячмень.
Земледелие было пахотным. Кроме железных плугов и сошников применялись и деревянные пахотные орудия. В зависимости от типа орудия его приводили в движение одной или двумя парами волов. Созревшие хлеба убирали вручную серпами и косами, зерно перемалывали жерновами, терками, ступами. Известны и факты использования ручных каменных мельниц.
В горах в огромном количестве произрастали орехи, яблоки, груши, кизил, абрикосы, вишни, персики. Фруктовые сады пользовались особой заботой и любовью местного населения.
Традиционно адыги активно занимались животноводством. Скот определял благосостояние семьи.
На привольных просторах предкавказских равнин, в богатейших речных поймах и на высокогорных полянах паслись несметные стада дойных коров, мясных овец, свиней, лошадей. Особенно славились породистые кавказские быки, вывозившиеся потом в большом количестве в Геную. Заметный шаг вперед сделало коневодство. Черкесская знать тщательно заботилась о качестве своих табунов. Хорошая лошадь в понимании горцев выступала самой значительной ценностью.
Охота оставалась важным подспорьем местного населения. Отправляясь в леса и горы на добычу медведя, волка, косули, тура, лисицы, зайца. Черкесы обращались с мольбой о помощи к Мезитха – покровителю охотников. Рыболовство в основном развивалось в Приазовье. Однако и в реках Черкесии в изобилии водились породы осетровых. Следуя традициям меото-сарматской эпохи. Население Кавказа в некоторых местах продолжало заниматься солением и вялением рыбы.
В позднем средневековье большое значение приобретает пчеловодство и заготовка дикого меда. Мед и различные напитки из него составляли неотъемлемую принадлежность стола адыгов. Черкесский мед. по свидетельству современников, белого цвета, отличался приятным вкусом и был лишен остроты.
Шаг вперед сделало ремесло. Особой популярностью пользовалось кузнечное дело. Мастера железных дел делали оружие, орудия с/х труда, бытовую утварь. Зачастую они работали специально на заказ. Сильно прославились черкесские стрелы, имевшие необычайно закаленное острие.
Немалых высот в своей профессии достигли местные ювелиры. Сережки, подвески, колечки, перстни, пуговицы, пряжки изготовлялись с большим вкусом и удачно дополняли праздничный костюм адыгской знати.
Черкесские женщины прочно закрепили за собой славу профессиональных вышивальщиц. Они пряли овечью и козью нить, ткали сукно. Из тканей собственного производства и привозных шелков, и бархатов шились одежда, головные уборы. Кожа служила сырьем для изготовления чулок, ноговиц, башмаков, сумок; войлок – для выделки знаменитых кавказских бурок и папах.
Адыгские мужчины охотно занимались ремеслом, особенно шорным делом – обработкой кожи и производством конской сбруи. Много внимания уделяли работе по дереву. Умелые руки горских мужчин изготовляли деревянные части орудий труда и оружия, чашки, ложки, столики, шкатулки и прочие принадлежности черкесского быта.
Важным материалом для ремесленного производства была кость, из которой делали шилья, пуговицы, гребни и другие нужные вещи.