Зарождение феодализма в Осетии

Еще более «нескладная, скороспелая и лоскутная» чем современная ей империя Рюриковичей, Аланская держава блеснула недолгим блеском в истории осетинского народа и в конце XII в. распалась. Причина упадками распада Аланской державы заключалась в зарождении феодализма, в переходе от эксплуатации в форме дани к эксплуатации в форме феодальной ренты.

Росли алдары, владевшие значительными землями; они ставили в зависимость от себя экономически слабые элементы путем «внеэкономического принуждения», брали с них ренту и устанавливали свое «право» над ними. О классовом делении в аланско-осетинской общественности еще в X в. весьма убедительно говорит и приведенное выше свидетельство Константинопольского патриарха, который констатировал, что в среде алан были «знатные и влиятельные», с одной стороны, и «простые», с другой. Влияние «знатных» в среде народа, очевидно, было так значительно, что аланские митрополиты в своей церковной политике должны были делать ставку на них, считаться с ними.

Письменные источники начала XIII в. еще более определенно говорят о наличии в среде аланов-асов такого общественного элемента. Китайская «История монголов» называет одного аса «ханом» и характеризует его, как феодального владельца, носителя права в своих владениях. Так, история упоминает о Хан-ху-сы, который «был правителем владений асов».

В Грузинской летописи Х1П в. также упоминаются «тагаурские князья», упоминается «овская принцесса Алтун» говорится вообще об овских «князьях», «мтаварах». Все это говорит о феодализации Осетии и ее феодальном раздроблении.

Феодализация общества повлекла за собой децентралистические стремления и расстроила складывавшееся государственное единство.