Родство осетин с сарматами
Самые ранние сведения о сарматах идут от Геродота. По его сообщению, к востоку от Дона, «по ту сторону Танаиса нет больше Скифии, первая из тамошних областей принадлежит савроматам». Позже греческие и римские писатели этих, савроматов называли сарматами, поэтому в современной исторической литературе их уже не различают и обычно называют сарматами. Только Ростовцев М. И. настаивает на различии, считая савроматов местным этническим элементом, а сарматов более поздним пришлым иранским элементом. Он основывается на том, что греческие писатели отмечали в быту савроматов чрезвычайную роль женщины, а относительно сарматов они этого не говорили.
Принадлежность сарматов
По вопросу об этнической принадлежности сарматов древние писатели сходились на признании их иранцами, родственными скифам. «Савроматы, — писал Геродот, — говорили языком скифов, но с древних времен искаженным». Объяснял он это результатом смешения скифов с якобы жившими на Кавказе, легендарными воинственными женщинами-амазонками. Плиний говорит, что сарматы были родственны мидянам. Диодор Сицинскпй также утверждает, что сарматы были поселены у Дона скифами, которые вывели их из Мидии. Географ Помпоний Мелла также писал, что по внешнему виду и по оружию савроматы ближе всего подходят к парфянам.
Пока скифы были сильны, сарматы не играли исторической роли и как сказано выше, вероятно, входили в состав скифской державы и жили с ними одной жизнью. Но когда скифская держава стала приходить в упадок, то сарматы установили свое господство на Северном Кавказе и в Причерноморьи.
С III в. до н. э. отдельные сарматские племена начали теснить из — за Дона скифов. Первыми двинулись языги и достигли Дуная; после них — роксоланы, утвердившиеся между Днепром и Доном, на Северном Кавказе распространились у Дона аорсы, южнее их — сираки.
Установление господства нового племени не означало исчезновения населения, а приводило к смешению их.
О географическом распространении на Северном Кавказе сарматов обстоятельные сведения дает Страбон. Он писал: «К югу от Кавказских гор находится Албания и Иберия, а к северу Сарматские равнины… Бели спускаться в предгорья, там живут народы, заселяющие пространство между Меотийским болотом и Каспийским морем, кочевники, а именно, племена сираков и аорсов».
Сарматы, будучи родственны скифским племенам, были сходны с ними в общественном строе, в быту и нравах.
Они были полукочевым, полуоседлым народом. У этих сарматских племен были деревни и «города» с высокими башнями и внешними укреплениями; в эти поселения они возвращались после сезонных перекочевок по степи. О занятии земледелием говорят найденные ручные жернова, каменные зернотерки, остатки глинобитных печей для выпекания лепешек на накаленных стенках.
На экономическое развитие сарматов повлияло и то, что они были в тесной экономической и политической связи, с Босфорским царством, восточные границы которого распространялись на Тамань и побережье Азовского моря. С другой, стороны, сарматские племена воспользовались своим географическим положением и захватили торговые связи Востока с Европой. По свидетельству Страбона аорсы «имели большую землю и завладели почти всем берегом Каспианов, так что они на верблюдах могли привозить индийские и вавилонские товары, полученные у армян и мидян».
Сарматские племена
Сарматские племена вели оживленную торговлю с греками в городе Танаисе. Страбон писал: «Этот город служил общим местом торговли для азиатских и местных кочевников, с одной стороны, и для народов, прибывших на судах в озеро из Босфора, с другой. Первые доставляют рабов, кожи и другие предметы для кочевников, вторые привозят для обмена платье, вино и пр. предметы, свойственные нашему образу жизни».
На военных походах, а также на торговле богатела сарматская верхушка — цари и окружавшие их дружинники. Говоря об аорсах и об их торговой посреднической роли между Закавказьем и Причерноморьем, Страбон сразу же указывает и на последствия этого. Он писал: «Благодаря своему богатству, они носили золотые украшения».
Археологические памятники сарматской эпохи убедительно говорят о наличии социального деления у сарматов.
На Кубани, у станицы Усть-Лабинской открыт курганный могильник с богатым инвентарем. Там, в одной могиле найдены: золотой обруч, 2 медальона в золотой оправе: один из оникса с жемчугом, другой из сердолика, золотой браслет, серебряная чашка; эти вещи по большей части иноземные — римские, египетские. Но там находятся погребения в грунтовых могильных ямах с бедным инвентарем местного происхождения; в них золото отсутствует.
Таким образом, у сарматов, как и у скифов, родовой строй уже разлагался. У знатных богатых людей были рабы, но основная масса населения была еще свободна.
Политическое устройство
В отношении политического устройства сарматы не представляли собой политического единства, а делились на отдельные племена, которые управлялись отдельными вождями. Эти отдельные племена представляли собой большие объединения. Так, Страбон писал, что царь сиракоф. мог выставить 20 тыс. всадников, а царь аорсов —200 тыс. всадников.
Общий характер культуры сарматов, как и скифов — иранский. Как и скифы, они носили одежду иранского типа: кафтан и штаны;на плечах были плащи без рукавов, открытые спереди и державшиеся посредством застежек ; голову покрывали башлыком или остроконечной шапкой; женщины также носили острые шапки, вроде шишаков.
В конном уборе сарматы стали переходить к употреблению стремян.
Несомненно, вооружение сарматов сравнительно со скифским было более удобное. Сарматский воин разил врага на более далеком расстоянии, чем скифский.
В отношении нравов и обычаев также было большое сходство со скифами, но отмечаются и известные прогрессивные черты. Погребение не сопровождалось человеческими жертвами: нет следов убийства жен и рабов; не было также массового уничтожения лошадей, в могилу клали только уздечную сбрую или удила.
Могилы также отличались от скифских: вместо ям со вставными деревянными кольями сарматские могилы представляли собой подземные склепы со спускным колодцем и камерой, куда клали покойника. Умерших мужчин и женщин клали в богатом уборе.
Только в одном отношении у сарматов было больше пережитков старины, чем у скифов. В их общественной жизни значительную роль играла женщина.
Относительно брака соблюдаются у них следующие правила: ни одна девушка не выйдет замуж, прежде чем не убьет врага».
Отмеченная характерная черта общественного быта сарматов — большая роль женщины в их быту, как пережиток матриархата — роднит их с осетинами, в быту у которых, как это отражается в нартовских сказаниях, играла большую роль женщина. Это ярко выступает в образе главной героини эпоса — Сатаны.
Для сарматской эпохи характерно также широкое употребление стекла, покрываемого золотой оправой, расцвеченной цветными драгоценными камнями, с бахромой золотых цепочек и привесок с вставленными золотыми камешками.
Сарматские племена
По поводу всех этих цредметов Ростовцев М. И. говорит: «не может быть сомнения, что мы имеем дело с любимыми вещами богатых сарматских племен, прежде всего аорсов и сираков, позднее аланов».
Круг сарматской культуры не ограничился территорией Сарматии; ее влияние распространялось на север до Камы в Приуральи и в Сибири. С другой стороны, с движением сарматских племен на запад эта культура отложилась и в Поднепровьи, Сарматы оказывали влияние и на Босфор. Население Босфора в рассматриваемый период частично иранизировалось. В самой Пантикапее мастера приспосабливались ко вкусам окружавших Босфор сарматов, а местные мастера в Придоньи и в Прикубаньи в свою очередь усваивали греческую технику.
Сарматов на Северном Кавказе с конца I века н. э. сменили аланы, которые господствовали здесь до XV в. Говоря о происхождении алан, античные писатели указывали на их родство со скифами.
Еще более определенно говорит об аланах, как об особом этническом типе, Аммиан Марцеллин, римский историк IV в., который указывает даже на антропологические отличительные черты алан. «Почти все аланы Высоки ростом и красивы, с темнорусыми волосами». По этому поводу Миллер В. замечает: «Темнорусые волосы между кавказскими народами встречаются, по-видимому, чаще всего у осетин».
Древние авторы не говорят, что аланы пришли на Северный Кавказ из другой местности. Нужно думать, что в данном случае произошла лишь новая перегруппировка племен, выдвинулось новое племя, с новым наименованием, которому удалось создать под своим владычеством новое объединение.
Кроме античных авторов об аланах говорят грузинские, армянские, византийские, арабские, русские, хазарские, западноевропейские, персидские, китайские источники, но называют их по — разному: византийские, армянские и хазарские источники называют их аланами, грузинские — оссами или овсами, русские — Яссами, китайские — асами, западно-европейские путешественники XIII в.,’ а также персидские историки называют их одновременно в однозначущем смысле аланами и асами. Что это один и тот же народ, являющийся предкам современных осетин, доказывается следующим.