Историческая литература об осетинах
В современной исторической литературе нет полного доверия к этой характеристике алан. Свое непосредственное знакомство с аланами Аммиан высказывает только в описании их внешнего вида, что же касается описания их быта, то оно, вероятно, взято Аммианом у Геродота. Особенно вызывает сомнение характеристика занятий алан и их социального строя. Аммиан подчеркивает равенство и отсутствие всякого социального деления у алан. Эта идеализация быта «варваров» была характерной чертой для философской и этнографической литературы эпохи Римской империи!
Археологические же данные и факты внешнеполитической жизни алан дают основание иначе представлять их быт.
Далее, внешнеполитические события из жизни алан говорят, что аланы образовали большое племенное объединение, хотя, возможно, и неустойчивое. Этому объединению аланских племен способствовали и экономические и политические причины.
Аланы, как и их предшественники аорсы и сираки и, позднее, хазары, оказались на путях, связывающих Причерноморье с Передней Азией, с Мидией и Индией, с одной стороны, и со Средней Азией до Китая, с другой. О торговой деятельности аланских купцов в Средней Азии сообщают китайские источники.
Другой причиной, стимулировавшей объединение аланских племен, была то оборонительная, то наступательная борьба с соседями; не случайно, что шумом военных походов наполнены сведения об аланах в первых веках н. э. Аланы совершали далекие крупные походы, опустошая Персию, Армению, Грузию. Военная сила алан была велика. О «великих полчищах» алан часто говорит грузинская летопись.
Во главе аланских племен стояли «цари», которые руководили походами, вели переговоры и пр. Все это говорит, что аланы переживали ту стадию общественного строя, которую Энгельс называет «военной демократией».
Грабительские войны, плата за участие в отмеченных выше походах, а также торговля содействовали накоплению богатств у аланских царей и второстепенных вождей, подобно тому, что имело место у скифов и сарматов.
Об этих накоплениях богатств говорит наличие золотых украшений, находимых в аланских погребениях по реке Манычу, Тереку и в горах в В. Рутхе, Камунте, Кумбулте, Чми и пр.
В этих золотых украшениях отражается тот стиль в искусстве, который известен под названием «готского» стиля.