Полевые работы

Косаги выполняли как домашние, так и полевые работы. Они жили в доме владельца или были поселяемы вне дома; они могли приобретать движимое и недвижимое имущество. Холопов мог приобретать всякий, и даже холоп в свою очередь мог иметь своих холопов.

Наконец, в состав зависимого сословия в Дигории входили и хехесы. Это были вольные переселенцы из других соседних народов и других осетинских обществ, как, например, алагирцев и пр. Они жили на бадилатских землях и платили поземельную подать, личной же повинности они не несли.

Развитие феодальных отношений в Сев. Осетии шло в условиях напряженной классовой борьбы, то глухой, то прорывавшейся в форме индивидуальной или массовой борьбы угнетенного, эксплуатируемого народа. Особенно эта борьба стала обостряться в XVIII в. Причиной этого было усиление зкеплоатации со стороны феодалов. В XVIII в. оживились торговые отношения Осетии, с одной стороны, с Грузией, а с другой стороны, с Кабардой; через Кабарду осетины торговали и с Россией на рубежах русских владений. С ростом торговли усиливался эксплуатационный нажим феодалов. Они стали брать «дани неположенные», увеличивали размер повинностей, которые народ выполнял «при дедах».

Борьба крестьян с феодалами в Сев. Осетии не была обособленным явлением. Это было общее явление по всему Сев. Кавказу. В 1767 г. в Кабарде вспыхнуло большое крестьянское движение против своих князей. В движении участвовало 9000 человек. Восставшие крестьяне перестали повиноваться своим владельцам и грозили полностью перейти в подданство России. В 1785—1791 гг. на Сев. Кавказе развернулось широкое движение горских народов под руководством имама Мансура. По своему социальному содержанию это было антифеодальное движение. Главной базой движения был «черный народ», самые бедные; поэтому владельцы называли войско Мансура «воровской партией», «сволочью» из «разных горских бродяг». Мансур требовал от владельцев, чтобы они с подвластных людей «не брали штрафов, не делали утеснения и взятое назад возвратили».