Верховное право

Верховное право бадилат на крестьянские пахотные земли, право, вытекавшее из личной, подвластности крестьян, не шло дальше отмеченных отношений. Не было поползновений на захват дворовых участков. Крестьяне оставались собственниками своих земель. «Феодальный крестьянин, — говорит Маркс, — являлся владельцем средств производства и условий труда, необходимых для производства средств его собственного существования».

Проявлением верховного права бадилат над имуществом адамихата было право брать у адамихата на время нужную вещь, скот и пр. . Правда, требовалось согласие адамихата, которое, как сами адамихаты подчеркивали, обычно давалось. Если же бадилат брал без согласия адамихата, то это рассматривалось, как насилие.

Далее, при продаже своего имущества адамихат должен был прежде предложить его бадилату и лишь после того, как этот отказывался или давал меньше других, можно было продать не бадилату.

Второй разряд зависимых составляли кумияги. Кумиягами называлось потомство от купленной за калым, так называемой, «именной жены» . Калым платили частью деньгами, частью скотом, оружием, медной посудой и платьем.

Кумиячки жили обычно в помещениях для слуг или на конюшнях, в то время, как законная жена помещалась в доме.

Кумиячка и ее дети оставались в доме своего господина до его смерти. Фактически положение кумиягов было рабским. Они выполняли те же работы, что и рабы, по дому и в поле, но их нельзя было продавать. По своему положению они, на основе обычного права, стояли выше рабов и считались «младшими братьями» по отношению к детям бадилат от «законных» жен. За их убийство бадилаты мстили убийством, а кумияги в свою очередь мстили за своих бадилат, как за родственников. Холопы же не обязаны были мстить за своих владельцев. Дочери кумиячек выдавались замуж не по произволу бадилат, а по согласию их матерей и при этом не за холопов. Калым же за них получали бадилаты.

Свободные люди

Мальчики же, достигшие совершеннолетия, женились на дочерях свободных людей, причем калым, за их жен платили или бадилаты или же сами кумияги ; в последнем случае такие жены освобождались от работ, на бадилат.

При жизни бадилата кумияги не могли отделяться, кроме случаев дурного обращения с ними их владельцев, причем право на отделение определялось решением медиаторов . После смерти господина кумиячка, если у нее был сын, уходила из дома своего хозяина; если же она была бездетна или имела только дочерей, то оставалась в доме умершего бадилата. Если же дом бадилата был выморочным, то она поступала к ближайшему его родственнику. Вообще, возможность освобождения обусловливалась социальным весом владельца и степенью его давления на кумиягов.

Приобретенное кумиягами движимое и, недвижимое имущество оставалось за ними.

По выделении от владельца кумияги могли селиться в любом ауле, но обычно селились возле бывшего своего господина. Они составляли сословие кумиягов и продолжали оставаться в известной зависимости от своих владельцев. Они несли личные повинности бадилатам наряду с адамихатами и обязаны были мстить за бадилат, последние же — оказывать им покровительство.

В условиях слабой зависимости адамихатов и недостаточного количества рабов, институт кумиячества был существенной формой расширения бадилатами своего социального влияния. Недаром бадилаты рассматривали этот институт, как свою сословную привилегию.

Следующий разряд зависимых от бадилат людей составляли рабы или косаги. Источником рабства было пленение или покупка пленных. Господин мог их дарить и продавать.