Замена кровной мести
Бывали случаи замены кровной мести выкупом, размер которого определялся медиаторами; обычно плата распределялась на несколько сроков, но после уплаты части выкупа остальную часть прощали; кроме выкупной суммы полагался еще и подарок. Просьба о замене мести выкупом сопровождалась унизительными для виновника церемониями и «мирным угощением» на 100 человек или же виновная сторона должна была отдать потерпевшей стороне семь голов рогатого скота.
В случае невозможности уплаты, ввиду несостоятельности, виновник должен был отрабатывать в течение всей своей жизни, что было, в сущности, источником закабаления, и сильные фамилии пользовались этим для увеличения своей социальной мощи.
В уплате выкупной суммы участвовали и родственники виновника, а с другой стороны, выкупная плата становилась достоянием рода потерпевшего.
Размер платы определялся, как выше сказано, и социальным положением потерпевшего лица и характером повреждения с точки зрения степени потери трудоспособности.
При поражении человека с повреждением черепа требовалось уплатить 18 коров, за повреждение большого пальца — 9 коров, за указательный — 6 коров; за повреждение правой ноги—18—15, а левой — 15 коров.
Характерным для правосознания осетинского общества было то, что не было различия между сознательным преступлением и нечаянным случаем. Проступок рассматривался лишь со стороны материального вреда, и гражданское правонарушение влекло за собой месть так же, как и уголовное преступление. Поэтому, мщению подлежали, например, владелец ружья, из которого нечаянно был убит человек, или владелец животного, которое было причиной смерти.