Жилища осетин

Жилища осетин отличались друг от друга в зависимости от богатства и социального веса их владельцев». «Сильные» фамилии имели значительные сооружения. «Их поселения, — говорит К. Хетагуров, — были неприступны; башни — литые из тесанного камня на известковом цементе». Это были «замки» , где были боевые и жилые башни. Их дворы составляли сложный комплекс жилых и хозяйственных построек.

В галуанах все приспособлено было к целям обороны: широкий двор, обнесенный высокой каменной стеной, в середине двора или в углах были башни, напоминающие четырехугольные усеченные пирамиды в несколько этажей ; они сложены были из громадных каменных плит, скрепленных цементом. Вход в башню был во втором этаже, куда поднимались по приставной лестнице, легко убираемой во время осады. Нижний этаж боевой башни служил обычно местом заключения пленников до их выкупа или зернохранилищем. Во втором этаже был очаг, здесь же хранили воду. Связь между этажами была по лестнице через лазы. В верхних этажах были окна и небольшие щели для наблюдения. В верхнем этаже окна были» со всех сторон; они прикрывались снизу машикулями. Крыша у башен была плоская с невысоким барьером. На стенах башен бывали фигурные украшения разных геометрических форм. Во дворе «замка» был «хадзар» — общая столовая и кухня, — и жилые помещения для отдельных семей, входивших в состав двора; отдельно стояла кунацкая. Эти галуаны, как говорит С. Кокиев, «воспитали и похоронили не мало поколений; не одно столетие их мочили дожди, шатали бури; в народе не сохранилось паже преданий о времени их постройки».

Основную часть двора занимал «хадзар» — кухня и столовая. При хадзаре была небольшая кладовая. В середине хадзара — очаг. Пол очага был вымощен каменными плитами; над очагом — дымовое отверстие; в очаге огонь поддерживался постоянно. Над очагом на цепи висел котел или железная плита для предварительного просушивания хлебных лепешек перед печением их в золе. Очаг и цепь считались святыней и находились под покровительством божества Сафа. Клятва цепью была самой большой клятвой осетина.

Торжественные моменты

У очага происходили важнейшие торжественные моменты семейной жизни. Невеста, входя в дом жениха, должна была обойти три раза вокруг очага и коснуться цепи, символизируя этим свое присоединение к семье жениха. Преступник, скрывшийся от преследования в чьем-либо доме, считал себя под покровительством хозяина дома, если ему удавалось обвить вокруг своей шеи надочажную цепь. Жертвенное животное перед закланием должно было коснуться цепи. Осквернение очага и цепи считалось тяжелым оскорблением, подлежавшим мести.

Хадзар распределялся на две части: левую половину — мужскую и правую — женскую. На мужской стороне была длинная скамья или диван с резной спинкой; на них не садились женщины, за исключением матери и сестер главы семьи, а также столик на трех ножках, на котором подавали еду. Этот столик также имел священный характер. На мужской половине стояло и кресло на 3—4 ножках, полукруглое, со спинкой, обыкновенно украшенное резьбой. На стене висели шашки, ружье, иногда фандыр.

Женская сторона не имела мебели; только старухи садились на особых подушках; сидеть же при мужчине считалось неприличным. Стены женской половины увешаны были домашней посудой.

У богатых людей для всех взрослых семейных мужчин во дворе или в доме были отдельные комнаты. Перед женитьбой нужно было построить комнату или создать угол, и тогда только жених мог привести себе жену: до женитьбы молодые люди спали где и как попало. У ворот двора была кунацкая специально для гостей. Эта комната была увешана коврами, оружием. Сюда могли заходить гости без спроса и чувствовали себя вполне свободно.

Отдельные помещения в жилищах осетин

Часто отдельные помещения располагались в разных этажах: в нижнем—конюшня и хлев, в среднем—хадзар, выше—комнаты некоторых членов семейства.

Во главе «двора» стоял «старший» . После смерти отца братья обычно оставались неразделенными, и власть отца переходила к старшему брату, а после его смерти—к следующему брату и т. д.

Старший распоряжался имуществом, ведал организацией хозяйственной жизни, внутренним порядком; был представителем двора перед обществом и перед богами. В сущности, он был полновластным главой, но морально бывал ограничен советом всех взрослых членов двора, а также находился под моральным контролем всего аула, так как на собрании стариков обсуждались и личные дела членов аула.

Домашним хозяйством руководила жена старейшины, «старшая» женщина, которая организовывала работу молодых невесток и бесконтрольно ведала домашними запасами, символом чего у нее был ключ у пояса и нож для хозяйственных целей.

Для междуродовых отношений осетинская общественность не выработала органов управления и преследования правонарушителей.

При обращении к третейскому суду избирали из среды почетных стариков медиаторов — «тархоны лагта»; при запутанных делах осетины обращались к славившимся знанием обычного права старикам нарского общества, а также к старикам из селений Дагом, Цамад, Урсдон в Алагирском ущельи.

Решение третейского суда было необязательным, поэтому иногда предварительно требовали присяги, что спорящие стороны подчинятся решению суда.